Природа сибири Начни с дома своего
   Главная      Газета       Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта

- Тематические страницы
- Наш общий дом – Алтай
- Концепция реальных дел
- Наш Алтай – зелёный рай

Серия публикаций о спелеологах.

А вы знаете, что....

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края

Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

Пещеры / Первооткрыватели

32 страница. Тематическая страница. ПещерыПервооткрыватели
В наших планах был предусмотрен поиск пещер, более близких к Томску, чем красноярские. Неожиданно, мы получили информацию о пещере в самой Томской области вблизи сел Новорождественское и Турунтаево. Неужели это правда? Ведь мы привыкли считать, что Томская область расположена на Западно-Сибирской низменности, где коренные породы глубоко погребены под песками, глинами и торфяниками. Следовательно, пещер здесь быть не может.

С другой стороны, ведь на окраине Томска есть небольшая скала, на которой мы тренировались. Правда, она сложена песчаником, но могут быть и другие, известняковые. Имелась версия, что пещера – искусственная.
Еще с XIX в Томске ходили легенды, что «лихие люди» выкопали под Томском целую сеть подземелий, где прятали награбленное. Но в эти сказки мы не верили.
В ближайшие выходные, дело было в ноябрь 1967 года, мы отправились на поиски. На рейсовом автобусе можно было проехать лишь часть пути. Затем мы долго шли пешком, и, наконец, в надвигающихся сумерках, подошли к трем домикам на берегу маленькой речки.
Еще на подходе, на другом берегу, мы увидели небольшую, но приятную на взгляд возвышенность. Мы были уверены, что там пещера, и не ошиблись.
Обитатели одного из домиков любезно пригласили нас переночевать, сказав, что пещера действительно на том берегу, и мы можем посетить ее утром, а потом успеть к обратному автобусу. Оказывается, раньше здесь был карьер по добыче известняка. Он уже давно не работал, однако остатки его отвалов продолжали использовать для выжига извести.

Все – впервые!
Утром мы с нетерпением перешли речку и двинулись вдоль скального обрыва. Наконец мы увидели маленькое отверстие над террасой реки. Надев фонари, мы пролезли на четвереньках в лаз, уходящий от входа вниз. Лаз вывел в небольшой гротик с глыбами на полу, трубами в потолке и небольшими ответвлениями. В гроте был капеж и попискивали друзья спелеологов – летучие мыши. Пещера была самой настоящей, хотя и небольшой (30 метров длиной).
Надо сказать, что в юго-восточную окраину Томской области заходят крайние, уже совсем невысокие отроги Кузнецкого Алатау.
Наша пещера, относилась к Томско-Яйскому карстовому району, большая часть которого находится в Кемеровской области, в бассейне реки Яи, которая впадает в приток Томи , и реки Чулым – уже в пределах Томской области.
Во вторую поездку мы с Валерой Васюковым провели топосъемку пещеры и вычертили ее план и разрез. Капитолина Петровна Черняева предложила нам с Валерой написать совместную статью об открытии и опубликовать ее в очередном сборнике «Пещеры», выходящем в Перми.
Пещера получила название Каменской. Сборник под № 8 (9) вышел в 1970 году. Это была моя первая съемка пещеры и первая научная публикация.

Фото 1В тесноте да не в обиде
В начале марта мы совершили очередной выезд в Бирюсинские пещеры под Дивногорском. На этот раз мы жили в прекрасной избе, выстроенной красноярскими спелеологами прямо под сводом входного грота Мамонтовой пещеры, в которой в XIX веке были выкопаны кости этого первобытного гиганта.
Изба была построена по типу таежных охотничьих изб, однако несколько больше размерами и с некоторыми архитектурными изысками в декоре фасада. Она имела сени и одну просторную комнату. Почти в центре, напротив двери, была печка-голландка, окруженная вешалами для сушки одежды.
Основным элементом интерьера были обширные двойные нары, занимавшие большую часть избы. Вдоль свободных стен были приделаны широкие деревянные лавки, напротив которых располагались крепко сколоченные столы с ножками в виде Андреевских крестов. Кроме нас в домике остановились и красноярские спелеологи. Жили в тесноте, да не в обиде.
Ночью все поверхности: нары, пол под нарами, лавки, столы использовались как спальные лежанки. Приготовление и потребление пищи, сушка одежды велись по очередности, на носку воды и заготовку дров, уборку домика назначались дежурные. Ни о какой плате за постой речи не шло.

Все налажено
Направляясь в Кубинскую пещеру, мы прошли мимо еще одной такой же избы, построенной на уступе крутого склона под пещерой. Она прекрасно вписывалась в ландшафт. Кубинка, ставшая для нас год назад суровым испытанием, на этот раз воспринималась почти как домашняя. Поход был просто наслаждением.
Все было отлажено, не происходило никаких заминок. Нашего основателя, Юры Краковецкого, с нами уже не было – он окончил университет и распределился на работу в Норильск. Спуск возглавлял Толя Губарь, придумавший несколько тактических новинок. Хотя нас было больше, чем в первый раз, пещеру мы прошли значительно быстрее.
В апреле мы продолжили поиски пещер. До нас дошли слухи о пещерах в окрестностях села Макарак в Тисульском районе Кемеровской области на реке Кии (приток Чулыма).
Нас отправилось четверо: Толя Губарь, Лида Адгина, я и еще один спелеолог, имя которого уже не помню. Это был вчерашний шахтер, поступивший на геофак университета уже на предельном для очного отделения возрасте.
Путь лежал от железнодорожной станции Мариинск, откуда мы поехали на автобусе в Тисуль и дальше. На подъезде к Макараку рядом с одним из домов мы увидели дыру в скале. На наш вопрос последовал ответ, что это пещера, используемая хозяином дома как гараж.
Нас снова радушно пригласили переночевать в одном из домов. Хозяева рассказали, что большинство пещер расположено выше по течению Кии, у впадения речки Берикуль, где есть одноименный поселок, а также на Белокаменном плесе. Нам сказали, что лед на Кие крепок и по нему можно попытаться дойти до пещер.

Опасное положение
Утром мы двинулись пешком по льду (лыж у нас не было), обходя заметные полыньи. По берегам возвышались великолепные заснеженные скалы в 100-200 метров высотой. На вершинах скал и в распадках была тайга. Мы шли, вглядываясь в обрывы. И, наконец, увидели что-то вроде входа в пещеру, расположенного довольно высоко. Я предложил друзьям подождать на льду, пока проверю отверстие, и решительно полез вверх.
Когда я пролез примерно половину расстояния, то понял, что поступил необдуманно. Рельеф скал был довольно сложным, ориентироваться при подъеме было не просто. Я потерял из виду отверстие, а указания, которые мне снизу давали друзья, относило ветром.
Нужно было вернуться назад, но я проявил упрямство и продолжал лезть, хотя отверстие так и не мог разглядеть. Вскоре мое положение стало опасным.
Я вышел на очень сложные заснеженные скалы и завис на стенке. Пути подъема вверх не было, но и спуск вниз на расположенную там наклонную терраску с редким кустарником был проблемой.
Некоторое время я колебался, оставаясь на месте, но потом почувствовал, что начинаю терять силы. Если сорвусь, то пролечу через терраску, ниже которой был многометровый обрыв, обойденный мной сбоку. Мои друзья снизу ничем не могли помочь.
Единственным выходом было подняться по лощине на вершину скалы, и сбросить оттуда имевшуюся у нас веревку, в надежде, что я сумею ее поймать. Но это заняло бы много времени.
Инстинктивно я принял единственное верное решение. Оттолкнувшись от скалы, я прыгнул вниз, стараясь попасть на свободную от выступавших камней, и поросшую кустами часть терраски. Это удалось. Я заскользил к обрыву, но вцепился в кусты. К счастью, они оказались крепкими. Я прошел над обрывом по терраске и стал спускаться на лед.

Фото 2Пора возвращаться
Пройдя еще по реке, мы увидели еще одно отверстие, которое выглядело более доступным. На этот раз мы стали подниматься вместе. Отверстие оказалось входом в небольшую пещерку. Мы осмотрели ее и, перекусив у входа, решили, что пора возвращаться. Вдали виднелись скалы, которые, по нашему предположению возвышались над Белокаменным плесом, но мы оставили их «на потом». Снова я побывал в Берикульских пещерах два года спустя.

Найди то, не знаю что, или Как искать пещеры
Поиск пещер – непростое дело. Достигнув района, где, по предварительно собранным сведениям, есть или могут быть пещеры, прежде всего надо найти местных информаторов, а еще лучше – проводников.
Существует ошибочное мнение, что местные жители знают все. К сожалению, найти действительно знающего человека непросто. Это могут быть охотники, рыбаки, краеведы, просто любознательные люди. Нередко такие вещи знают деревенские мальчишки. Есть объекты известные многим, есть пещеры, которые знают только отдельные люди, и, наконец, есть пещеры никому не известные в настоящее время.
Если есть проводник, знающий хотя бы одну пещеру, его услугами надо воспользоваться, невзирая на временные и денежные затраты. Отыскать пещеру по описанию очень часто трудно, или даже невозможно. Есть пещеры, которые можно найти только с проводником или случайно, особенно в таежной местности.
В долинах рек и ручьев, в бортах которых есть выходы известняков, поиск нужно начинать с визуальных наблюдений. Если река сплавная, особенно – с широкой долиной, передвигаться лучше всего на надувных судах, а если по долине есть дорога – в автомобиле. Наблюдения необходимо вести не только в движении и не только со дна долины.
На обоих берегах надо периодически выбирать удобные обзорные пункты высоко над долиной, желательно – на бровке ее бортов. Оттуда обычно можно осмотреть значительную часть противоположного берега, а также изгибы берега, с которого ведутся наблюдения.
Наблюдения нужно проводить в течение длительного времени, так как в зависимости от угла падения солнечных лучей, скалы и все, что на них находится, освещаются по-разному. Нередко то, что казалось сначала входом в пещеру, позже оказывается только тенью, отброшенной выступом скалы.
Когда цель замечена, нужно определить наиболее удобный путь ее достижения – сверху, снизу, траверсом вдоль склона. Часто бывает необходимо поддерживать связь между наблюдателями и поисковиками голосом по рации или условленной семафорной азбукой.
Если обследуются берега ручья, лога, небольшой речки, надо двигаться пешком (или верхом) двумя-тремя группами. Две группы должны двигаться по бровкам обеих бортов долины, поддерживая визуальную и голосовую связь (радиосвязь). Третья группа должна двигаться вдоль по дну долины. Но если оно густо заросло кустарником и деревьями, работа этой группы малоэффективна.
Кроме того, необходимо и обследовать водораздельные уплощенные пространства, где обычно располагаются карстовые воронки, в которых тоже могут быть входы в пещеры.