Учатся... педагоги практикум на природе
Учитель в ответе за жизнь на планете. Всё, в конечном счёте, зависит от каждого из нас. От того, что мы делаем или не делаем для формирования экологической культуры, для сохранения хрупкой жизни вокруг нас. Учитель в ответе за жизнь на планете! Хочется верить в столь великое предназначение учителя.
учитель в ответе за жизнь на планете! Воспитание у детей ответственного отношения к природе представляет собой сложный длительный социально-педагогический процесс. Именно экологическое образование призвано создать основы нового образа жизни, находящегося в гармонии с окружающей средой. Формирование экологической образованности направлено на разработку гибких, преемственных и разнообразных путей образования на интегрированной, междисциплинарной и проблемной основе. Современная модель выпускника школы предполагает наличие у него таких качеств, как способность самостоятельно и активно действовать, своевременно принимать решения, гибко адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. В создании новой системы ценностей, культуры, адекватной природе, особая роль принадлежит учителю. Какой выбор сделает учитель: выберет ли он ответственность за себя, за природу и мир вокруг – глубинные ценности российской культуры, или выберет прагматизм и безнравственность - «нравственно то, что выгодно». Повод и причина возрождения российских традиций: сажать по весне деревья, очищать родники и вывешивать птичьи домики и просто, сообща, по душевному порыву навести порядок вокруг школы, в селе, в городе…. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания учащихся на всех возрастных ступенях. Однако многообразие школ, вариативность и альтернативность программ обучения, творческая инициатива многих педагогических коллективов, усиление региональных и школьных компонентов порождает множество проблем и вопросов. Какие программы в школе помогут систематизировать знания и умения об экологическом состоянии, проблемах использования и охраны природных ресурсов родного края? На что нужно обращать внимание в первую очередь при формировании экологически ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью на основе развития экологического сознания, экологического мышления, экологически целесообразной деятельности? Владеет ли сам учитель методами исследования природных сред и объектов по программе школьного экологического мониторинга, участвует ли в создании системы комплексного непрерывного экологического образования школьников? Экспедиция педагогов Эти и другие вопросы обсуждались во время проведения краевой научно-методической экспедиции педагогов по изучению природных экосистем Чемальского района Республики Алтай. Более двадцати педагогов из разных районов Алтайского края и городов Барнаула, Бийска, Рубцовска, Камня-на-Оби в течение пяти дней, с 30 июня по 4 июля, активно участвовали в проведении краткосрочных экологических практикумов, знакомились с живыми объектами окружающей природы. Главной целью данной экспедиции можно считать внедрение практических форм и методик преподавания естественнонаучных дисциплин в средней школе, а также пропаганду «натуралистического» подхода в экологическом образовании и воспитании детей в сфере дополнительного образования. Приглашены лучшие В экспедицию были приглашены учителя биологии, географии, экологии, физики и педагоги детских экологических центров по результатам участия в конкурсе методических разработок по проведению экологических занятий с учащимися. Работы были опубликованы в сборниках «Формирование экологической культуры школьников» и «Опыт проведения занятий по экологии Алтайского края» под редакцией доктора биологических наук, профессора В. А. Рассыпнова. Все участники экспедиции получили возможность обогатить преподавание своих дисциплин изучением реальных объектов в естественных условиях проживания в палаточном лагере на берегу Катуни. Такая форма обмена опытом и повышением квалификации существует не первый год, проводится по инициативе Алтайского краевого детского экологического центра при участии Управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи, Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края. Все дни были наполнены содержательной работой благодаря нашим руководителям – Людмиле Ивановне Патрушевой, Наталье Владимировне Батлук, Игорю Николаевичу Марискину. Каждый день – это новые впечатления, интересные события, экскурсии, конкурсы, знакомства с интересными людьми. Все участники экспедиции, представившие свою педагогическую стратегию в воспитании экологической грамотности учащихся, творчески работающие педагоги. Увлекательный… опыт Учитель географии из Красногорского района Елена Васильевна Пуртикас провела с нами фрагмент экологического марафона, наполнив его увлекательным содержанием, своими замечательными стихами, которые можно прочитать в межрайонном литературно-краеведческом альманахе «Соседи». Учитель географии из Кулундинского района Лилия Ивановна Кочкина разрабатывает сценарии интеллектуальных экологических игр. Инна Александровна Ковтун, учитель биологии из Советского района, поделилась опытом подготовки работы «Птицы Большого Алтая», которую она представляла на конкурсе «Наш общий дом – Алтай». Большой интерес вызвало выступление Светланы Петровны Федотовой, учителя физики СОШ № 3 г. Бийска, она рассказала об организации проектной деятельности с учащимися «Влияние сотового телефона на здоровье человека» и поделилась полученными результатами с коллегами. «Фитотерапия, фитопрофилактика как средство сохранения и укрепления здоровья» - это проект, о котором рассказала Ольга Алексеевна Зубкова, учитель МОУ «Кадетская школа» г. Бийска, ведь тема здоровья становится в наши дни все актуальнее. В результате общения и обмена опытом были сделаны выводы, что проектный подход – это один из самых эффективных путей получения знаний. Эльвира Александровна Южакова из г. Рубцовска представила опыт организации научно-практической конференции «Интеллектуал», - для ребят с 5-го класса, для начальных классов - «Я – исследователь», для дошкольников - «Почемучки в поиске». Большой интерес представляет опыт организации и проведения литературного слёта «Журавлики». Опыт… детских исследований Научно-исследовательская деятельность является одним из самых эффективных способов обучения - как высшая форма образования. Это одна из наиболее элитарных, творческих, но и трудоемких форм работы как для детей, так и для педагога. При этом детские исследования позволяют достичь впечатляющих результатов, но только при достаточном профессионализме педагога. Такими качествами обладает Ольга Николаевна Горбатова, учитель географии МОУ «Гимназия № 27» г. Барнаула. Запомнился её рассказ о том, какой совместный объём работы был проделан с ученицей при подготовке исследовательской работы о присвоении статуса памятника природы. Учитель биологии и экологии из Троицкого района Ольга Александровна Казанцева много лет занимается со своими учениками изучением экологических проблем района, ребята достойно представляют свои работы на краевых и российских конкурсах. Цель работы учителя биологии Аллы Рубиковны Погосян из Тальменского район – воспитывать прекрасные чувства у детей, поэтому её заслуга – это красивый цветник, который радует окружающих своей красотой. В ходе экспедиции учителя получили ценные рекомендации преподавателей АКДЭЦ по организации экологической работы в школе, смогли приобрести методические пособия для педагогов и учащихся: «Экология: цифры и факты», «Как оформить и доложить исследовательскую работу», «Определитель зимующих птиц Алтайского края». Л. Кулигина, Троицкий район
По итогам экспедиции я сделала для себя вывод, что главным условием в формировании гармонично развитой личности является сама природа с ее великим даром – чрезвычайно благоприятно действовать на ум и чувства детей.
Итоги лета В Пролетарской школе стало традицией рассказывать о том, как ребята нашей школы провели лето-2008. На первой торжественной линейке прозвучали рассказы о том, где смогли побывать наши ученики во время летних каникул: о туристских походах, об интересных экспедициях, о профильных сменах. Ребята узнали о походе второй категории сложности по Северо-Чуйскому хребту, о поездке группы школьников на Телецкое озеро. Было выступление о профильной смене юных экологов-исследователей в районном лагере «Бригантина» на берегу озера Иткуль. С большим интересом слушали ученики, родители, гости выступление выпускника школы Суханова Александра об участии в общественной международной детской экологической экспедиции «Начни с дома своего». Это важное событие не только для нашей школы, но и для всего Троицкого района. Весь сентябрь ребята готовили отчёты о летних поездках, выпускали газеты, занимались исследовательской деятельностью, участвовали в районных и краевых фотоконкурсах «Окно в природу». Во время осенних каникул Воробьёва Дарья участвовала в туристско-краеведческой олимпиаде «Алтай», она подготовила презентацию «Поход к леднику Маашей» и получила Диплом лауреата. Даша отметила главные цели похода - повышение спортивного мастерства; воспитание инициативы, выдержки, чувства ответственности перед коллективом; привитие навыков здорового образа жизни; воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе. Ученица 9-го класса Колодникова Лилия получила приглашение от районного музея выступить на экологической конференции «Земля – наш дом» со своей исследовательской работой о здоровье школьников. Ученица 11-го класса Диденко Юлия заняла третье место в номинации «Овощеводство» на краевом конкурсе «Мы молодые хозяева Земли». Были подготовлены учащимися школы шесть творческих работ по имиджу региона «Образы Алтая». В течение лета наши ученики совмещают отдых с работой на пришкольном участке - ухаживают за цветником, выращивают овощи, поддерживают порядок в дендросаде. Особенно большой объём работы выполняют старшеклассники – об этом говорится в отчёте производственной бригады. Итог – второе место в краевом конкурсе ученических бригад. Л. Кулигина, Троицкий район |