Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №4 2008 г. (апрель 2008)


А вы знаете, что....
Поверхность легких - порядка 100 квадратных метров



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№4 (148) 2008 год / 17 страница

Страница 17 «Природа Алтая» №4 2008 г. (апрель 2008)Пролетарская школа
Природа - человек - предметная среда

К числу новых явлений духовной жизни нашего общества относится усиленное внимание к формированию экологической культуры, экологического образования населения на всех его возрастных уровнях и, особенно, в период обучения в школе. Одной из важнейших задач эстетического воспитания в нашем обществе должна стать подготовка человека к восприятию прекрасного в жизни. Но при этом не просто к пассивному его созерцанию, а к деятельности, направленной на его охрану и созидание. В своих философских заметках Н. Н. Моисеев заметил: «Поэтому, может быть, надо начинать с эстетического восприятия природы?»

учимся у природы
В настоящее время в экологическом образовании важным компонентом становится не только естественнонаучное направление, но и гуманитарное, как наиболее способствующее формированию «сердечного» восприятия окружающего мира.
НЕ ТОЛЬКО НА УРОКАХ
В Пролетарской школе эти задачи решаются не только на уроках, но и во внеклассной работе. Вот уже несколько лет И. И. Строкова, педагог дополнительного образования, руководит кружком «Декоративно-прикладное искусство. Эстетика быта». Через реализацию программы решаются задачи – развития практических навыков у детей, воображения, формирования организованности, умения длительное время трудиться, трудиться увлечённо, вдохновенно, ответственно. Работа по выполнению декоративно-прикладных изделий объективно содержит в себе творческое начало, развивает эстетическое и художественное творчество.
ДИЗАЙНЕРСКОЕ… МЫШЛЕНИЕ
Речь также идёт о формировании у школьников дизайнерского мышления – особой установки сознания, которая позволяет человеку комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды в целом и любого из его компонентов, в частности. Ирина Ивановна учит детей пониманию взаимосвязи «Природа – Человек – Предметная среда». Всё это успешно реализуется в рамках предметно-практической деятельности при изготовлении поделок из различных материалов. Для их изготовления ребята приносят баночки из-под кофе, молочных продуктов, различные пластмассовые флакончики, коробки из-под конфет.
ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ
Рабочим материалом являются различные полимерные плёнки, полиэтиленовые цветные пакеты, пластиковые бутылки, крышки, старые нитки. Ребята собирают природный материал: веточки, листья, шишки, жёлуди, соломку.
Для украшений заготавливают семена клёна, арбуза, дыни, кабачков, косточек вишни, сливы, яичную скорлупу и скорлупу орехов. Используют морские и речные камешки, ракушки. Простор для творчества здесь ничем не ограничен. При таком подходе данная деятельность становится мощным стимулом экологического воспитания школьников, поскольку даёт правильное понимание места человека и создаваемой им среды в природе.
ЖИВАЯ ДУША ПРИРОДЫ
И. И. Строкова работает с младшими школьниками, которые удивительно отзывчивы на эмоциональное воздействие природы и искусства. Благодаря этому они в состоянии «ощущать» те сложные философские идеи, которые лежат в основе дизайнерского мышления.
На своих занятиях Ирина Иванова учит осваивать разнообразные приёмы работы и декоративно-художественные эффекты. Свободный творческий поиск присутствует в каждой работе, художественно-декоративный образ создаётся под её руководством по аналогии с образцами природы. При работе с природными материалами дети учатся внимательно всматриваться в особенности их формы, видеть прекрасное в обыденном, во всём угадывать живую душу Природы. Через сказки, легенды, мифы они учатся видеть красоту окружающего мира, принимать на себя экологическую ответственность.
УВИДЕТЬ И ПЕРЕДАТЬ
Присутствуя на ее занятиях, понимаешь, что их игровой характер позволяет более глубокому вхождению в суть задания. Именно игра позволяет ребёнку воспринимать серьёзную и трудную работу как интересную и понятную. Здесь приветствуется как индивидуальная работа, так и коллективное творчество.
И вот появляются коллажи из разных материалов: оживают цветы, появляются сказочные деревья, золотистые панно из обычной соломки. В конце каждого занятия ребята организуют выставку, где на примере нескольких изделий они видят, что в народной эстетике нет пустой игры или украшательства: в ней отражены знания о взаимосвязях, существующих в природе, и понимание её единства. Девизом таких выставок являются слова – любуемся природой, учимся у природы!
Ирина Ивановна помогает своим ученикам увидеть изящество форм и цвета в природе, а затем передать это в декоративно-художественных изделиях. И вот уже звучат весенние мотивы в цветах из бисера, оживает подводный мир из пластилина и ракушек, кажутся настоящими овощи из ниток.
«НАРОДНЫЙ» ОТПЕЧАТОК
Многие изделия несут в себе отпечаток конкретного исторического времени, духовных устремлений человека. Рукоделие в духе народных традиций расширяет представление о единстве мира вещей и мира природы. На занятиях звучат родные мелодии, ребята любят работать в народных костюмах. Своим работам дети придумывают интересные названия: «Огородное чудо», «Пролетарский погребок», «Солнечные цветы», «Весеннее пробуждение», «Новогодние приключения».
На занятиях кружка большое значение имеет обстановка психологической разгрузки, которая характерна для рукоделия. Когда нужно сделать подарок, сувенир, дети фантазируют сами. Эта работа настолько увлекает их, что они с удовольствием занимаются её и дома.
ОЦЕНКУ ДАЮТ КОНКУРСЫ
Работы детей, созданные из природного материала, принимают участие в районных, краевых конкурсах и фестивалях. Маша Ершова, Коля Журавлёв, Толя Иванов получили Диплом за первое место в конкурсе декоративно-прикладного направления «Страна волшебных мастеров» в номинации «Соломка». Грамотами районного конкурса были отмечены коллективные работы декоративно-прикладного творчества «Зимняя сказка» в номинации «Лучшая Снегурочка» и «Страна волшебных мастеров» в номинации «Бисероплетение».
В конкурсе «Пожарная ярмарка» первое место заняла Катя Суслова в номинации «Подарочный сувенир» за изделие пожарный Алтайского края. Даша Черданцева получила грамоту за второе место в этом конкурсе. Была отмечена и работа Насти Фадеевой, её панно содержало призыв: «Не пускайте «красного петуха» в лес – берегите природу!» Приняли активное участие в конкурсе «Волшебный мир игрушки».
Сейчас ребята вместе с Ириной Ивановной готовят новые изделия к конкурсу «Весенние мелодии». Хочется верить, что, выполняя свои работы, ученики осознают значимость природных процессов лично для себя, у каждого найдётся свой личностный смысл в многообразных проявлениях природы, каждому есть за что сказать «Спасибо» природе.
Формирование навыков практической деятельности необходимо максимально наполнить экологическим содержанием: мотивами экономии материалов, разумного использования природных ресурсов, дизайнерского подхода к приданию второй жизни вещам, радостью общения по поводу наиболее удачных находок такого содержания.
Страницу подготовила
Л. КУЛИГИНА, Троицкий район


В. А. Сухомлинский верно заметил: «Думается, что школа будущего должна как можно полнее использовать для гармоничного развития человека всё то, что даёт природа и что может сделать человек, чтобы природа служила ему. Уже по одному этому мы должны беречь и пополнять имеющиеся природные богатства».

работа день за днем
В этом году мы организовали месячник естественных наук, который провели в форме экологического марафона. Начали его проводить первого апреля с Международного дня птиц. Ученики 5-6-х классов подготовили интересные сообщения о птицах Алтайского края, составили кроссворды «Мир птиц», выпустили интересные газеты, провели устные журналы для учеников начальной школы.
Традиционно мы в школе отмечаем Всемирный день здоровья 7 апреля. В этот день в школе проводятся спортивные праздники, соревнования, классные часы, игровые программы. Ученики 7-8-х классов подготовили тематический вечер «Береги здоровье смолоду», ведущие Роман Ушаков и Анна Ляховец провели интересные конкурсы, танцевальную программу. Для учеников начальных классов проводились уроки здоровья, «Весёлые старты». В результате такой работы у детей появляется не только интерес, но и постоянное стремление к участию в соревнованиях, к личным победам.
День экологических знаний, который отмечается нами 15 апреля, проводился в форме интеллектуальных марафонов, заочных путешествий по родному краю, экологических игр и викторин. Для учащихся 5-6-х классов была проведена литературно-экологическая гостиная «Есть Алтай у России, есть Алтай у меня!» Победителями экологического конкурса стали лучшие знатоки своего края - Люба Шестакова, Ваня Желтяков, Максим Коновалов, Вика Тимошкеева.
В День Земли, посвящённый заповедным местам Алтайского края, был проведён конкурс плакатов «Природа – источник вдохновения», сюжетно-ролевая игра «День экологической сказки», беседы для начинающих туристов «Туризм и охрана природы края». Для учеников 4-го класса был проведён интегрированный урок по математике и природоведению «Мой Алтайский край». Активность и любознательность на уроке проявили Илья Бахнов, Витя Шестаков, Толя Иванов, Юля Алексеева.
В нашей школе большой пришкольный участок, есть дендрологический сад, занимающие около двух гектаров земли. На протяжении всего года ученики стремятся содержать всю территорию в чистоте. 24 апреля все классы дружно участвовали в наведении порядка. Каждый класс наводил чистоту на закреплённом участке. Завершился экологический марафон ролевой игрой для учащихся 9-11-х классов «Сохраним природу – сохраним здоровье».
С 15 апреля по 5 июня проводятся Дни защиты от экологической опасности. Ученики нашей школы примут участие в акциях – «Чистый пруд», «Чистый двор», «Память», «Посади дерево».


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©