Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №4 (апрель) 2015 год


А вы знаете, что....
Иероглиф, обозначающий "проблему" изображается как две женщины под одной крышей



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№4 (232) 2015 год / 13 страница

13 страница. Верещагинские чтения в АКЦДТЮиКВерещагинские чтения в АКЦДТЮиК

Надо просто отправиться в путь
Начало на стр. 11

Путешественник нашего времени
Дело В.И. Верещагина продолжают новые поколения. О том, каким стал путешественник нашего времени, рассказал Павел Иванович Навротский, заведующий организационно-массовым отделом Центра детско-юношеского туризма и краеведения, «по совместительству» – заслуженный путешественник России.
– Детский туризм можно укрепить, найдя для него научный фундамент, чем мы и занимались последние годы. Турист не должен просто бродить, он начинает путь, преследуя цель, контактирует с окружающим миром, встречает таких же людей, обогащает их своими знаниями и набирается знаний от них. Такие путешествия принесли множество открытий в прошлом.
В этом году в сентябре-октябре состоится форум детского туризма «Туристскими тропами Алтая». Это будет целый блок интересных, познавательных и весёлых мероприятий.
Ещё несколько программ сейчас разрабатывается – туриады, экспедиции (как туристическо-исследовательские, так и патриотические, например подъём на Эльбрус). Уже существует «Тропа Робинзона» – интересный проект для взрослых и детей в районе города Барнаула. Программа «Путешественники Алтайского края» почти сформирована и будет презентована осенью.
Ещё один гость мероприятия – Татьяна Васильевна Павлова, главный библиограф отдела краеведения Алтайской краевой универсальной научной библиотеки имени В.Я. Шишкова, напомнила о важности в любом исследовании научно достоверной информации. В краевой библиотеке на данный момент содержится самое полное собрание сочинений об Алтае – около 40 000 книг.



«Алтай литературный»
Во второй части дня в рамках IX педагогических чтений имени В.И. Верещагина работало несколько тематических секций.
В секции «Школьные музеи – центры патриотического и духовно-нравственного воспитания» председатель правления Алтайского краевого общественного движения «Начни с дома своего», главный редактор газеты «Природа Алтая» Сергей Иванович Малыхин представил проект создания нового туристического маршрута «Алтай литературный».
– По плану трансграничный и международный базовый маршрут составит порядка трёх тысяч километров. Такого ещё не было. Виктор Иванович провёл 17 экспедиций, пока наши показатели совпадают. Но в 2015 году стартует наша 18-я. За предыдущие годы мы с детьми проехали порядка 65 000 километров по дорогам четырёх стран. В прошлом году прошли часть маршрута «Алтай литературный». Опорной точкой стал Барнаул, за ним последовал Алейск, затем Шипуново – Курья – Змеиногорск – Шемонаиха. В этом году план таков: из Шемонаихи идём на Семей, затем в Павлодар. Эта часть общего проекта «Алтай литературный» будет носить скорее брендовый характер, учитывая важность сотрудничества с Казахстаном.
Для туроператоров создаётся второй маршрут – «Малое литературное кольцо Алтая». Он представляет собой следующий путь: Барнаул – Косиха – Бийск – Сростки – Алтайский район – Быстрый Исток – Алейск и вновь Барнаул. По времени это займёт два-три дня. Третья составляющая проекта – однодневные экскурсии, например Барнаул – Косиха – Барнаул. Ключевые имена этих маршрутов: наши – В.М. Шукшин, Р.И. Рождественский, В.С. Золотухин, со стороны Восточного Казахстана – Г.Д. Гребенщиков, А.С. Иванов, А.М. Волков. Опорные точки – музеи и библиотеки.
В целом проект сложный, амбициозный, но очень перспективный. За ним последует «Сибирь литературная».

Проекты школьного музея
Музейную тему уже с другой стороны раскрыла Татьяна Александровна Черкова, учитель истории и обществознания, руководитель школьного музея МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60 имени Владимира Завьялова». Она рассказала о музее «Локальные войны», связанном с именем В. Завьялова, о проекте «Вахта героев Отечества» – детище Российской ассоциации героев. В рамках этой программы ученики школ исследуют историю произошедших в XX веке военных конфликтов, встречаются с Героями России и Советского Союза, изучают награды.

«Нет выше ценности, чем мир»
В секции «Нет выше ценности, чем мир», Людмила Борисовна Лычагина, учитель русского языка и литературы школы № 24, рассказала ещё об одной стороне проявления патриотизма – поисковых отрядах. Уже несколько лет Людмила Борисовна вместе с детьми совершает поездки в разные уголки нашей страны для того, чтобы найти павших на войне, но не забытых нами солдат.
– В Ленинградской области есть деревня Невская Дубровка. Когда-то оттуда начиналось освобождение Ленинграда. Мы работали в этой деревне в течение 10 дней. Тогда же нам помогали поисковики из Санкт-Петербурга, Латвии, Финляндии. Дети в таких условиях не просто соприкасаются с историей, но и осознают серьёзность своего дела, понимают, насколько важными для многих людей могут оказаться находки в этой земле.

«Туристскими тропами Алтая»
В секции «Туристскими тропами Алтая» самой запоминающейся визуально оказалась презентация Надежды Васильевны Варфоломеевой, руководителя туристско-краеведческого клуба «Горизонт». Видеоролики этого клуба из Павловска демонстрируют, как насыщенна и многогранна жизнь туриста, как увлечены своим делом ребята, прошедшие школу туризма.
В числе последних выступила Марина Николаевна Завгородняя, методист краевого Центра детско-юношеского туризма и краеведения. Она также подчеркнула занятость детей геологией, отметив, что на сегодняшний день подготовкой детей в этой области занимаются в основном учителя географии.

Коротко об итогах
Коротко об итогах IX педагогических чтений имени В.И. Верещагина высказалась Татьяна Степановна Зубайраева:
– На мой взгляд, все выступления удались. Материалы были очень интересными, интегрированными. На заседание мы постарались пригласить все структуры, с которыми взаимодействуем. Не случайно секций именно три – музееведение, патриотическое воспитание и туристско-краеведческая. Основная идея в том, что невозможно заниматься туризмом без краеведения, а узнав свою землю, невозможно её не полюбить, остаться равнодушным, не стать патриотом.
По итогам мероприятия будет выпущен сборник с материалами всех его участников.

Ирина ШИЛЬРЕФ,
текст и фото


Слово о Верещагине
Возвращаясь к теме детского туризма и его достижений за прошедший век, Татьяна Владимировна Тишкина, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии, этнографии и музеологии исторического факультета АлтГУ, сделала экскурс в биографию В.И. Верещагина.
Виктор Иванович родился в 1871 году в селе Турны Валдайского уезда Новгородской губернии в семье священника. После окончания Новгородской духовной семинарии сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости и в 1893 году поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Петербургского университета. Во время учёбы увлёкся ботаникой, и на заседании Русского географического общества Виктор Иванович представил доклад «Некоторые дополнения к флоре Новгородской губернии».
Вскоре после окончания университета он приехал в Барнаул и в июле 1899 года стал преподавателем естествоведения в Реальном училище. Здесь он вступил в Общество попечения о начальном образовании, а в мае 1900 года баллотировался в Общество любителей исследования Алтая. Уже летом 1901 года Виктор Иванович на собственные средства совершил своё первое путешествие по Алтаю. В мае 1902 года его приняли в Русское географическое общество, на субсидии от которого он предпринял ботаническую экспедицию в долину реки Чарыш.
Виктору Ивановичу удалось составить гербарий из 800 видов растений и собрать данные о границах распространения сосны. Впоследствии он совершит 17 длительных экспедиций, в том числе экскурсий с учениками барнаульского Реального училища. Итогами этой работы стали публикации «Алтай как район общеобразовательных экскурсий», «Очерки Алтая», всего около 40 работ и десять неопубликованных.
В 1933 году учёного арестовали по подозрению в контрреволюционной деятельности. Пятилетнюю ссылку он провёл в Красноярском крае, работал в заповеднике «Столбы». Вернувшись в Барнаул, преподавал ботанику в сельскохозяйственном техникуме. В 1947 году В.И. Верещагин был удостоен учёной степени кандидата биологических наук без защиты кандидатской диссертации – за выдающиеся успехи.
Его именем названо семь видов растений, два вида насекомых и улица в краевой столице. Краеведческое наследие В.И. Верещагина обширно, многогранно и востребовано современными исследователями. После себя Виктор Иванович оставил 1673 листа гербариев и множество неопубликованных рукописей. В 2011 году в Барнауле по адресу: Красноармейский проспект, 21, состоялось открытие мемориальной доски в его честь.


Общая информация


Интересно

Именем Верещагина названо семь видов растений, два вида насекомых и улица в краевой столице 
Заметки

В Алтайском крае насчитывается 412 кружков (более 6000 учащихся) туристско-краеведческой направленности
     

Дата

В 2011 году в Барнауле по адресу: Красноармейский проспект, 21, состоялось открытие мемориальной доски в честь Верещагина 
Сведения

В этом году в сентябре-октябре состоится форум детского туризма «Туристскими тропами Алтая»


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©