Выставка фотохудожника 9 февраля в галерее «Универсум» Алтайского государственного университета открылась выставка работ барнаульского фотожурналиста Александра Волобуева «Мифы Укока».
Свои «Мифы Укока»
Фотографика В день открытия выставки в галерее «Универсума» собралось едва ли не рекордное число фотокорреспондентов. Многие из них пришли не просто по заданию редакции, а для того, чтобы увидеть работы своего коллеги и поздравить его с открытием выставки. Находились и те, кто упрекал автора в якобы чрезмерном увлечением фотошопом. Александр Волобуев был к этому готов. - В данном случае фотоаппарат был для меня лишь инструментом для передачи творческого замысла, - говорил он. – Когда я стал осмысливать свою поездку на плато Укок, оказалось, что конечного результата фотоаппарат не выдает. Мне хотелось большего… Как получилось – судить зрителям. Кому-то это понравится, кто-то решит, что все, изображенное на моих работах, - его величество фотошоп. Но я считаю, что фотошоп только помогает – он нужен фотографу для достижения своей цели. И правда, первое впечатление от этих работ у многих было довольно странным – зачем приукрашивать то, что и так прекрасно? Но, приглядевшись, публика начинала понимать: автор таким образом хотел «нарисовать картины» - только вместо кистей и красок выбрал фотоаппарат и компьютер. Некоторые работы из «Мифов Укока» представляют собой искривленное пространство. На то у Александра Волобуева есть вполне логичное объяснение. В своем пресс-релизе он написал: «… искривляя пространство и время, в итоге мы преобразуем саму Природу – разрушая горы или заполняя водохранилища, тем самым изменяем климат. Или даже совсем по-бытовому заселяем пираний и крокодилов в сибирские реки, выплескивая из домашних аквариумов грязную воду в канализацию. Все это может неожиданным образом изменить нашу жизнь в будущем - или это уже произошло? Перед вами еще один, просветленный фотографикой и перемещенный в наше время сном разума и быстродействием компьютера миф о невиданной стране, затерянной среди сибирских гор, которой на самом деле и вовсе нет. Или… совсем скоро не будет, благодаря нашим с вами стараниям, бездействию или неверию в чудеса».
Сакральное место Александр Волобуев признался, что пейзажная фотография занимает в его творчестве очень скромные позиции. Он прежде всего фотожурналист, и ему интереснее запечатлевать моменты, предлагаемые самой жизнью, поэтому в объектив его фотоаппарата чаще попадают люди и события. И в меньшей степени – картины природы. Но с Укоком получилось иначе. – На самом деле я не путешественник, – рассказывает он. – И на Укок попал случайно – общественный фонд «Алтай 21 век» в 2008 году организовывал для журналистов поездку сюда. Поездка удалась, впечатлений была масса, фотоматериалы прошли в газетах. Казалось бы, все сделано. Но тут я почувствовал, что мне чего-то не хватает. Что я чего-то не досказал. Невозможно одними лишь фотографиями передать все чувства об этом загадочном месте и все впечатления от встречи с ним. И эта мысль гвоздем засела в моей голове, я время от времени снова возвращался к ней. Полгода материал «отлеживался», а потом я приступил к этой работе. Периодически бросал ее, но потом снова возвращался… И вот, наконец, достиг того результата, который меня устраивает. В 2010-м я представил «Мифы Укока» в Томске, летом прошлого года – в Новосибирске. Теперь, у себя дома, в Барнауле, выставлена полная версия фотопроекта.
Другой мир Александр Волобуев рассказывает, что о той поездке на Укок у него осталось двойственное впечатление. Фотожурналиста привело в восхищение огромное пространство, отделяющее высокогорное плато от столицы Алтайского края. Он почувствовал, что как будто перенесся в другой мир. В мир, где царят величественные горы, где время как будто останавливается, где можно всю ночь смотреть на звезды, которые здесь так близко, что, кажется, можно достать рукой… - Все вокруг казалось фантастикой, - вспоминает Александр Волобуев. – Это был другой мир, совсем не похожий на наш. И на какое-то мгновение я почувствовал себя неловко - из-за того, что нахожусь здесь по такому противному поводу, как предстоящее строительство газопровода. Поразило несоответствие этих величин – бездонная синь неба, золотистая желтизна гор и… В голове не укладывалось, что какое-то время спустя сюда могут прийти бульдозеры, плато прорежет огромный котлован… А потом появится и оживленная автотрасса, соединяющая Новосибирск с Китаем… Конечно, прогресс необходим, но в глубине души остается место надежде, что этого не произойдет, и этот мир останется неприкосновенным. Александру Волобуеву было недостаточно просто сохранить на своих кадрах Укок в первозданном виде. Зная о том, что это удивительное место овеяно многочисленными легендами и мифами, он решил создать свой миф об Укоке. И таким образом избавиться от того самого «гвоздя в голове».
«Заповедник души» Александр Волобуев признался, что, работая над фотовыставкой, он вдруг вспомнил, что в этом году исполняется 33 года его работы в фотографии. И прибавил к «Мифам Укока» еще две экспозиции. В частности, «Заповедник души» - в нем собраны его фотоработы, сделанные в православной деревне Потеряевка. Здесь он с удивляющей выразительностью показал жизнь потеряевцев такой, какая она есть. Его фото рассказывают о буднях и праздниках этой необычной деревни лучше, чем любые тексты. - Проект этот – лишь часть более широкого цикла «Люди в ограниченных пространствах», - объясняет Александр Волобуев. – Во многих регионах есть достаточное количество мест, где жители стали заложниками различных, по-своему непреодолимых, ситуаций. Здесь же дело даже не в этих православных жителях далекой деревни Потеряевка. Они лишь более ревностно и с особым рвением выполняют каноны Святого Писания. Но делают это изо дня в день. В течение всей своей земной жизни. Я видел, как они трудятся на своей земле, как выращивают скот, как защищают родину – даже в знаменитом Президентском полку.
«Камешки на ладони» Так называется третья часть выставки Александра Волобуева. В ней собраны репортажные фото. Здесь есть место и юмору, и ностальгии, и печали… Но главное – показано, что жизнь прекрасна во всех ее проявлениях, даже самых грустных. - Даже в предперестроечные 80-е, когда всем рекомендовали фотографировать только бесчисленных передовиков производства и вечно радостных комсомольцев, я инстинктивно искал свой 25-й кадр, совсем другой, не парадный, а настоящий, - говорит Александр Волобуев. – Тот самый кадр, на котором мой герой раскрывался бы как личность, а не как «запчасть» государственной системы. Многие репортажные фотографии автор дополнил текстами – небольшими эссе. Он не согласен с тем, что фотография должна говорить сама за себя. Довольно часто требуются дополнения. Зрители бросают беглый взгляд на фото, читают сопроводительный текст, и снова смотрят на фотографию, но уже другим взглядом, более подробно и внимательно.
Выставка На открытии выставки выступила доктор искусствоведения, профессор, член Союза художников России, заведующая кафедрой истории отечества зарубежного искусства АлтГУ, член Союза художников России Тамара Степанская. - Вы видите здесь синтез творчества фотохудожника и творчество мастера компьютерной графики, - сказала Тамара Михайловна. - На мой взгляд, этот синтез в данном случае очень удачен. Накануне выставку посетил губернатор Алтайского края Александр Карлин. Тамара Степанская отметила, что он с интересом ознакомился с работами. Выставка продолжится до 9 марта. Вход свободный.
Елена ПАНФИЛО
Фотограф Волобуев Большой, русоголовый, в простых роговых очках человек стоял на кромке Ленинского проспекта города Барнаула отматывая кадр за кадром курковым взводом. Марку фотоаппарата, увы, не помню, а вот фамилия как-то сразу въелась в память - Волобуев. Это потом, присмотревшись к фотографиям в немногочисленных газетах краевого центра восьмидесятых годов, обнаружил некую непохожесть, оторванность от официально принятых ракурсов. Хотя были там бесчисленные передовики, весёлые комсомольцы, суровые партийные руководители. Отдаю голову на отсечение, но другими они были! Не образ, а человеческое начало присутствовало в них. Саша, давнее знакомство, надеюсь, позволяет мне назвать его ласкательно-уменьшительно, прошел свирепую школу советской фотожурналистики и не сломался. Он уходил в мир художественной фотографии и там происходило нечто таинственное. Возникал реальный человек в ирреальном мире развитого социализма, бандитского капитализма, когда вся большая страна была поставлена на голову, не обладая ведическими глубинами йоги. Герои Волобуева принимали крещение с троекратным погружением в пруду. Неистовый проповедник жёг глазами и даже намёка на благостность не читалось в его лице. Что заставляло портретируемых соглашаться на съёмку? Есть у меня предположение – хотелось узнать правду о себе, о времени, в котором протекает жизнь человеческая. Воля случая, но однажды я стал свидетелем съёмки старого здания Барнаула, выгоревшего дотла вместе с набором городских документов и стоявшего в полной печали в годы, когда точечное строительство преображало город. Вспучивало многоэтажки в серой массе частного сектора. Часа полтора фотограф Волобуев бродил по выгоревшей крыше, ржавой рухляди железных лестниц и сделал только один снимок. Конечно, на сегодняшний день Александр Павлович городская знаменитость. Общение с ним требует общей культуры и интеллектуального напряжения. Не каждому такое под силу. А тут ещё и международное признание. Зовут мастера на выставки то в Италию, то во Францию – фотографии посылает, почётные грамоты множит, а сам не едет… Не на что с азийского пупка сорваться. Но это детали, мелочёвка. И уже заканчивая краткую характеристику фотохудожника Волобуева, я вдруг понял, что людей, человеков, современников своих он любит, но вслух об этом не говорит, да и зачем это делать, когда «всё на фотокарточке»?
Анатолий КОРЧУГАНОВ |