Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №12 2006 г. (декабрь 2006)


А вы знаете, что....
Человеческий волос толще мыльной пленки примерно в 5000 раз



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2006 год
№12 (132) 2006 год / 14-15 страница

Солонешенский район
Природа, туризм, история



РАЙОН расположен в южной части Алтайского края и северо-западной части горной системы Алтай. Район граничит с пятью районами Алтайского края (Петропавловским, Алтайским, Чарышским, Усть-Калманским, Смоленским) и Усть-Канским районом Республики Алтай. Расстояние до ближайшей железнодорожной станции – г. Бийска – 162 км, до краевого центра – г. Барнаула - 313 км. Абсолютные высоты колеблются в пределах от 400-900 м до вершин высотой более 2000 метров. Самая высокая горная вершина находится в южной части территории района на Бащелакском хребте. По ней проходит граница с Усть-Канским районом Республики Алтай, её высота над уровнем моря в Балтийской системе высот составляет 2423 м.

Расстояния:
с. Солонешное – с. Тональное – 25 км.
с. Топольное – с. Тог-Алтай – 15 км.
с. Тог-Алтай – пещ. Денисова – 5 км.
с. Тог-Алтай – каскад водопадов на реке Шинок – 17 км.

ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ
В АЛТАЙСКОМ КРАЕ Солонешенский район относится к экологически чистым районам. Природа восхищает каждого, кто здесь бывает. В районе множество озер, водопадов, минеральных источников, здесь имеются охраняемые земли государственного лесного фонда, заказник, смешанные леса, где достаточно много зверей, птиц и редких видов растений. Многообразны природные ландшафты, пригодные для рекреационного использования.
Историко-культурное наследие района и края в целом представляет интерес и для российских, и для иностранных туристов.
ПЕЩЕРЫ
СРЕДИ многочисленных карстовых форм пещеры являются объектом особого внимания путешественников и исследователей.
Пещера им. Окладникова (Сибирячихинская), находящаяся на южной окраине села Сибирячиха, представляет собой сложное природное образование, которое имеет довольно значительный возраст – 10 млн. лет.
На берегу реки Ануй, рядом с границей Республики Алтай, находится Денисова пещера - уникальный археологический памятник Северной Азии, место обитания древнего человека от эпохи палеолита (300 тыс. лет до н. э.) до средних веков. Денисова пещера - археологический памятник культуры.
Первое упоминание о Денисовой пещере принадлежит Рериху, который посетил её в 1926 году во время путешествия на Алтай.
По мнению Николая Рериха, прародиной человечества являются Горный Алтай и Гималаи, а коридором заселения обширных просторов Северной Азии была долина Ануя, главной реки района. Эта теория во многом подтверждается результатами проведенных раскопок.
Денисова пещера и её окрестности являются уникальными на территории Северной и Центральной Азии как единственный природный памятник, в котором представлены все археологические эпохи.
Сегодня на базе природно-историческсго памятника существует международный туристический комплекс «Денисова пещера». К услугам туристических групп предлагаются экскурсии по объектам: «Денисова пещера», «Музей истории и этнографии алтайского народа», «Каскад водопадов на реке Шинок», пещеры «Разбойничья» и «Каминная», «Озеро Потайное».
Двенадцать благоустроенных коттеджей, каждый из которых рассчитан на четыре человека, предлагают одноместные стандартные номера или номера семейного типа. Имеется ресторан, в вечернее время работает бар. Есть платная автостоянка.
РЕКИ
УНИКАЛЬНА в своём отношении река Шинок, приток реки Ануй. С апреля 1999 г. бассейн реки Шинок является заказником краевого значения.
На территории заказника произрастает более 250 видов растений, обнаруженных ботаниками Алтайского государственного университета.
За последнее время на реке Шинок учтено восемь водопадов и один водоскат. Уникальные по своей красоте водопады на протяжении многих лет являются излюбленным местом отдыха жителей района, края и других регионов страны.
Центральным местом бассейна реки Шинок являются три крупных водопада с перепадом воды в 10, 28 и 70 м, расположенные друг от друга на расстоянии от 0,5 до 1 км.
Шинок (на тюркских языках это означает «обрывистый», «неприступный») большей частью течёт в живописном ущелье. Оно окаймлено богатым кедровым лесом, растущим по склонам гор (урочище «Орешная»), что дополняет великолепие каждого водопада.
Долина реки в настоящее время имеет статус государственного природного заказника «Каскад водопадов на реке Шинок». К настоящему времени на его территории зафиксировано 233 вида растений, внесённых в Красную книгу Алтайского края.
МАРАЛЫ
НА ТЕРРИТОРИИ Солонешенского района расположены маралосовхозы, где разводят оленей и маралов, продукция которых применяется в лечебных целях. Пантовые ванны становятся популярны среди жителей и гостей района.
Посетители мараловодческих ферм могут принять пантовые ванны, оказывающие хорошее тонизирующее действие на организм человека. Также отмечаются нормализации артериального давления, повышения половых гормонов (гонадотропное действие) улучшения сердечно-сосудистой системы, кровообращения внутренних органов, обезболивающее действие при остеохондрозе позвоночника, заболеваниях суставов.
РАЙЦЕНТР
РАЙОННЫЙ ЦЕНТР Солонешное окружен горами со всех сторон. Здесь есть сеть автозаправочных станций, станция технического обслуживания. Есть и небольшая комфортабельная гостиница, небольшие уютные кафе «Морозко», «Кристалл», «Виктория».
В окрестностях села есть прекрасные озера, где разводят карпов, а осенью охотники здесь «бьют» утку.
По территории района проходит автомобильная трасса Бийск - Усть-Кан краевого значения. Осуществляются регулярные автобусные перевозки из городов Бийск и Барнаул.
В селе есть свой ипподром. Летом здесь регулярно устраивают конные бега, на которые сьезжаются коневоды со всей Сибири. Солонешенский конезавод известен далеко за пределами сибирского региона благодаря разведению лошадей орловской породы.
МЕСТО ДЛЯ ОТДЫХА
ЕСЛИ ВЫ УСТАЛИ от городской суеты, шума и забот, если вас интересует нетронутая цивилизацией природа, вы можете провести свой отдых в Солонешенском районе.
Ландшафтные виды, интересные природные и исторические объекты позволяют отдохнуть не только активно, но и познавательно.
Горный воздух, обильное разнотравье: от степного ковыля до цветов альпийского высокогорья, чистейшая вода способствуют быстрому восстановлению сил, а отсутствие внешних раздражителей, таких как телевизор и радио, приводит в гармонию с самим собой и миром.

первые переселенцы – староверы
Первый наплыв переселенцев из России в наши края был, скорее всего, после Никонианской реформы православной церкви.
В конце 19 века в селе Топольном жил Афонасий Осипович Зиновьев, у него сохранились дневниковые записи его прадеда, в которых есть, например, такая: «…В лето 1736 года продавши недвижимое имущество, выехали из Киржачей в Сибирь в поисках беловодья. В лето 1738 года за день мая остановились у родника-озера близко аила киргизов из двух десятков юрт. Дальше не поехали, поломалось колесо у телеги Филипповой Марфы. У неё муж умер в киржачах, с ней ехало четыре сына. Здесь и остановились на жительство».
Так к нам прибывали переселенцы староверы. В центральной России они ничего кроме гонений не ждали и уходили спасая веру и детей всё дальше и дальше на окраины государства.

второй наплыв переселенцев
...Второй массовый наплыв новосёлов был после 1773 года, когда было подавлено восстание за Уралом под предводительством Пугачёва. Часть крестьян после царского суда была сослана в Сибирь, а часть скрытно, побросав свои семьи, перебрались в наши глухие места. Из таких в Тележихе был прапрадед Сергея Тельмина.

третья волна заселения
Третья волна заселения была после отмены крепостного права. Так, с 1865 года по 1875 год из Пермской губернии Камышловского уезда Тамикульской волости и ряда других уездов и волостей этой губернии переехало на жительство в Тележиху сразу несколько семей. Это были семьи Андрея Хлыстикоа, Прокопия Белькова, Родиона Новосёлова, Селивёрста Швецова, Якова Верикина, Степана Подоксёнова, Ивана Тимофеева, Иллариона Тимофеева. Некоторые уезжали от малоземелья, из-за забастовочного движения. Мой дед, бывший рабочий пимокат, Селивёрст Швецов с женой Маврой и семилетним сыном Колей, неся на плече шерстнобитную струну и пимокатные колодки, пробирались сюда большую часть пути пешком, кормясь подаяниями. По приходу в Тележиху матери с ребёнком пришлось ходить с котомкой по миру и собирать куски на пропитание. Новосёлов Родион привёз на корове с собой соху. Подоксёнов Степан принёс два глиняных бокала да топор, о котором говорил, что он его кормилец. Он был плотник.

...не буду прибавлять чего не было, не буду скрывать, что было...
КАКИМ БЫЛ ДОМ?
ПЕРВЫЕ ПОСЕЛЕНЦЫ, да и какое – то время последующие, строили свои дома двухэтажными. В нижнем этаже полезными были кухня, а из неё двери в кладовую, откуда был запасный выход на улицу. В кухне могли жить старики. В большой русской печи готовилось всё на завтрак, обед, паужин, и ужин. Стряпались калачи и булки из пудовой деревянной квашни.
Продукты хранились рядом в кладовой. На усадьбе, которая занимала, как правило, полгектара, амбар с одним или двумя отделениями. У многих к нему пристраивался троестен – завозня, на берегу речки или по близости – баня, у некоторых овин для сушки снопов и гумённая крыша для молотьбы. Огород тут же, конюшня для жеребца отдельно, разные хлевки и навесы для скота овец и птицы.
Крылись дома по-круглому тёсом из лиственницы, полы настилались из кедровых плах, дома рубили строго из лиственницы, весь материал просушивался год, а то и более. Ограды у большинства городились наглухо из плах. Старых домов уже нет, сгнили или перестроены. По тому типу вновь построены у Деревнина, Клопова, Воронова, Неустроева и многих других.
Последними перед Советской властью построили двухэтажные дома Таскаев, Абатуров, Зуев. Больше двухэтажных домов в Тележихе уже никто, никогда не строил. Некоторые дома были сделаны «связью», то-есть комнаты по бокам, а по средине сени по-старообрядчески.
Большинство же домов в селе двухкомнатные с сенями и кладовкой. Были и без сеней. Выходили из комнаты прямо на улицу, да и окна в таких домах были одинарные. Хотя была полная возможность пристроить не только сени, но и вторую комнату, лес-то был кругом, да хозяева предпочитали не утруждать себя лишними заботами, лучше отдохнуть. Были и бездомовики. Каждый из них, безусловно, мог бы иметь хоть какую-либо, но свою хату...
КАК В СЕЛЕ ЛЕЧИЛИСЬ
ЧТО ТАКОЕ ВРАЧ, редко кто знал в селе, знали, что «дохтора» живут в городе, а по близости, в Сибирячихе, был только фельдшер Андриян Андриянович Языков, комплекцией что вдоль, что поперёк, весом не менее восьми пудов. Фельдшер знающий, толковый, но за сорок вёрст не наездишься.
В селе были свои доморощенные человеческие и животные эскулапы. По неграмотности народ полностью верил им и эта вера, наверное, больше всего помогала. Они делали из разных трав отвары и настойки, варили мази. Диагноз ставился в основном один: «Повертуха».
Бывший санитар империалистической войны Иван Родионович Новосёлов всегда был за главного. И первым делом, нужно это было или нет, больному ставилась клизма. Потом он давал лекарства, которые называл: натрикум бензиникум, натрикум карбоникум и натрикум солициликум. Дозы жеребячьи, чтобы скорее выздоровел.
Помощником у него была Мария Екимовна Клопова. Иногда она наговаривала на водичку, но больше была специалистом по нарывам, к которым прикладывала намыленные заячьи шкурки. Действительно, болячка прорывалась и через день два заживала. Люди они тоже обыкновенные, нередко и сами похварывали, но раз понимали толк в медицине, то один другому ставили клизму.
А если болезнь привязывалась посильнее, то обращались к Бронникову Анатолию Ивановичу, который ни днем, ни ночью никому в лечении не отказывал. Люди они были очень отзывчивые, возле больного, если была необходимость, оставались не на часы, а на сутки. Односельчане были им очень благодарны.
Имелся в деревне и свой костоправ – Лупан Петрович Люшаков, человек старый, грузный. Везти его из Язёвки даже в санях или на телеге нужен был тяжеловоз. Где он научился этой премудрости, никто не знал, но владел этим искусством в совершенстве. На работе или в драках случались увечья – перелом костей ног, рук или рёбер. Гипса в то время не было, сращивал кости на лубках.
Но удивительнее всего то, как могли действовать на болезнь наговоры. Сейчас кажется такое явление нелепым, неправдоподобным. Напрасно. Кто в селе не знал Елену Алексеевну Хлыстикову? Заболели зубы – к Алексеевне, появилась сыпь, нет покоя человеку – всё к ней. Не раз болел и я, и водил меня на лечение к ней мой отец. После двух-трёх процедур, как рукой снимало.
БЕЗ ЛОШАДИ НЕ ХОЗЯИН
ГЛАВНЫМ же занятием селян было животноводство и хлебопашество. Основным помощником мужику была лошадь. Без лошади – не хозяин. Надо пашню пахать и боронить, надо сено и дрова возить, надо в поле ездить. Лошадей имели 90%, не у всех было на плуг, то-есть четыре, как принято впрягать для пахоты. Были и однолошадные, были и такие, что имели по двадцать и более только запряжных.
Лошадь в то время стоила от двадцати до сорока рублей. Не всё же время бездельничали эти люди, они подённо, с женами или без них, работали по найму.
Платили тогда полтора рубля в день мужику и рубль женщине и при этом на хозяйских харчах. Значит в один месяц, можно было заработать лошадь, в другой корову. Так начинали обзаводиться хозяйством многие. А потом обживались и сами нанимали для работы людей со стороны, постоянно увеличивая своё хозяйство.
До 1930 года кроме как по Чуйскому тракту нигде по районам машины не ходили, да их и не было. В 1932 году я в Тележиху из Бийска приехал на лошадях и уехал обратно на лошадях. Без коня не мыслилась жизнь. Коней боготворили. Много было хлопот с лошадьми, но знали: если коню плохо, то и вся семья будет бедствовать.
Казалось бы, что многолошадные – все жители зажиточные, но это далеко не так. Надо принимать в расчёт число членов семьи. Например, у Лебедевых мужиков пять человек, если поделить между ними только запряжных, то им достанется по две. Взять и Шубиных, где в семье было по шесть мужиков, значит, и по две не достаётся.
Общее конское поголовье до Советской власти в Тележихе составляло более полутора тысяч.
КОРМИЛИЦА СЕМЬИ – КОРОВА
ВОЗМОЖНОСТЕЙ для разведения любого скота в нашем селе было гораздо больше, чем где-либо, не говоря о далекой России, никакого сравнения нет даже с нашей Алтайской степью. Подоила хозяйка коров, открыла ворота, и рогатые сами отправляются на пастбище. Отошли на двести метров от пригона – тут и сочная трава.
Не держали много коров ещё и такие, у которых была служба, и две коровы вполне обеспечивали их семью молоком. Другие занимались каким-то ремеслом и за свой труд получали плату, таким тоже молока от пары своих коров хватало. Были и старики, которым уже не под силу заготовить на зиму корм. Никаких препятствий в разведении и увеличении скота никто не чинил.
Самые большие стада имели Василий Бельков, Фёдор Добрыгин, Меркурий Печёнкин, Игнатий Колесников и Николай Зуев. У двадцати пяти хозяев было более трёхсот коров. У Белькова и Пчёнкина было по сорок дойных коров. Бельковы носили на завод молоко сами, благо жили неподалёку. Три человека по два ведра на коромыслах, причём каждый ходил по два, три раза. Добрыгин имел свой сепаратор и через день возил с заимки из Плотникова лога сливки на завод по нескольку фляг.
Количество дойных коров ежегодно менялось, но всего по селу и заимкам было не менее двух тысяч дойного стада. А вместе с нетелями, молодняком и взрослыми быками, которые имелись в большинстве хозяйств, поголовья крупнорогатого скота было не менее шести с половиной – семи тысяч.
Обязанность пасти скот лежала на мне. Я его гонял на язёвское седло к нашим пашням. Своих-то было четыре взрослых и четыре подтёлка. В стадо набирал ещё соседских. Плата была по одной копейке за голову в день. Чужих, как правило, было не менее двадцати. Заработать двадцать копеек в день для меня подростка было немало, ведь аршин ситца тогда стоил 18-20 копеек.
Три дня – и рубаха, а четыре – пуд пшеницы. Все рассчитывались аккуратно, но псаломщик Тимаков пятьдесят копеек так и зажилил.
Пасли и в Язёвке, и в Кашиной яме, и по гриве Четвёртого ключа, и на лугах к Рехтиной пасеке. Да что там говорить, привольные выпаса были повсюду.
Загонишь, бывало, на заросшие пары или свежую отаву и сиди себе делай своё – вырезай свистки, плети бич, бросай с бича балоболки с картофельного поля, набирай из шаромов гороху и ешь. В обед сгоняешь на родник, напоишь и опять туда или в пустошь.
Блаженная, золотая пора детства! Огорчения быстро забывались, радостям не было конца.
ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА
ЕЩЁ хочется рассказать о феномене Ивана Григорьевича Бабарыкина. Он был слепой и немой но обладал сверхчеловеческой памятью. Он изучил несколько сельских специальностей, но удивляет не это.
Какие-то необъяснимые локаторы помогали ему как будто бы видеть. За пятнадцать километров в Верхнее Черновое ходил один, перебирался через несколько бродов по речке и ключам и никогда не блудил.
Односельчан знал не только взрослых, но и их детей. Мой отец, в порядке очереди, был избран сотским, которые раньше носили круглые нагрудные медные знаки, бляхи. По этой бляхе он узнавал не только отца, но и меня.
При встрече он тебя ощупает обеими руками и у себя на груди рукой покажет круг, дескать, вот ты чей.
Он очень хорошо шил любую обувь и обучил этому Анатолия Бронникова, который в детские и юношеские годы дружил с ним. А когда Бронников был маслодельным мастером у купца Дейкова, то Иван почти ежедневно ходил на завод помогать.
Однажды кто-то из рабочих неправильно собрал сепаратор, но он по шуму определил и позвал мастера, сам разобрал, указал на ошибку и снова собрал.
Трудно поверить, но он уходил в забоку, вырубал там вилы двоерожки. Уж как он их там искал? А однажды в зимнее время потерял топор, из дома вернулся искать и нашёл за речкой в полугоре.

ОТ РЕДАКЦИИ
НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ сошлось прошлое и будущее Солонешья. Мы публикуем отрывки из книги В. и А. Швецовых «Горькая новь» (о ее презентации мы рассказали в предыдущем номере), а также рассказываем о туристических богатствах района. В этом, по нашему мнению, и лежит его будущее. Как и всего нашего Алтайского края.

Богатства района
СОЛОНЕШЕНСКИЙ РАЙОН – предгорный район Алтайского края. Ландшафт его разнообразен. Низкогорье, граничащее со степью, переходит в горы Южной Сибири. Застыв на века в своем величии, они хранят только им известные тайны. Стремительные, шумные реки звонким журчанием встречают долгожданного гостя – усталого путника, зовут к своим берегам отдохнуть и утешить свою душу. К красоте и неповторимости природы района нельзя привыкнуть. Не случайно когда-то в прошлые века люди искали здесь сказочную страну Беловодье.
ТРАДИЦИИ
РАЙОН богат своими традициями. Ежегодно в разгар лета здесь проходят конные бега, куда съезжаются участники и гости не только с Алтайского края, но и с соседних с ним регионов. Добрым знаком является то, что люди, живущие здесь, берегут свое культурное наследие, по крупицам собирая и воссоздавая костюмы, игры, обряды и празднества предков. Особенно зрелищен в этом отношении фестиваль фольклорных коллективов на праздник Троицы. Во время этого фестиваля с удивлением ощущаешь сопричастность всему происходящему, проникаешься духом представленного времени.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ
БОГАТ район и историческими событиями. Из поколения в поколение передаются потомкам рассказы о героях Гражданской и Великой Отечественной войн. Памятники им расположены на территориях сел Топольное, Лютаево, Туманово, Тележиха, Демино, Сибирячиха. В селе Солонешном воздвигнут мемориал Славы защитникам Отечества времен Великой Отечественной войны.
Расположенный на территории района археологический памятник «Денисова пещера» привлекает ученых разных стран и гостей со всех уголков нашей необъятной Родины. А Пазырыкские курганы в селе Сибирячихе еще принесут множество удивительных открытий.
ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА ОБРАЩАТЬСЯ:
659690, алтайский край,
Солонешенский район,
с. Солонешное,
Ул. Красноармейская, 23
Тел: (38594) 22-4-01,
22-1-24, 22-6-09
Факс: (38594) 22-5-36
E-mail: slntur@ab.ru,
Adminsln@ab.ru
Адрес в интернете:
//slntur.ab.ru

РЕКОМЕНДАЦИИ:
туристам желательно иметь прививку от клещевого энцефалита.

Не для журнала писано,
Спаси, Господь, от бед.
Для внуков и для правнуков,
О том, как жил их дед.


Я НЕ ИСТОРИК И НЕ ПИСАТЕЛЬ, а крестьянин, и как родившийся и полжизни проживший в Тележихе, решил запечатлеть прошлое моего села, где мне знаком каждый двор, каждая гора, каждая дорога и тропа, лес, лога, речки и ключи, пашни и покосы. Для меня всё здесь мило, я очень люблю своё село, здесь моя родина, здесь, в крепко сколоченных кедровых гробах, на кладбище, покоятся мой дед, мой отец, много братьев и сестёр.

«МНОГОЕ Я НЕДОСКАЗАЛ»
МНОГОЕ Я НЕДОСКАЗАЛ и невысказал, многое упущено или забыто. Каждый двор жил по - своему. В каждой семье были своё горе и трудности, своё веселье и радости.
В своих воспоминаниях я не буду умышленно что-то прибавлять, чего не было, не буду скрывать, что было. Если где-либо, и в чем-то была допущена ошибка, которая принесла не пользу, а вред, об этом замалчивать нельзя.
Следующие поколения должны знать о прошлой жизни, не допускать в устройстве общества ошибок. За последние пятьдесят лет лицо деревни совершенно изменилось. И надо сказать, что с точки зрения экономической, изменения далеко не в лучшую сторону. Если районные центры растут, то повсеместно исчезают деревни и посёлки.
Количество населения с каждым годом становится меньше. Ведь в Тележихе до революции было около четырёхсот хозяйств, а на 1 января 1970 года осталось только сто семьдесят девять дворов. Было только мужского пола детей и юношей от 12 до 25 лет – 209 человек, мужчин от 25 до 50 лет – 314 человек, стариков от 50 до ста и выше – 110 человек. Значит, всего 633 мужика, не считая мальчиков до 12 лет и людей женского пола.
На 1 января 1970 года всего населения осталось пятьсот девяносто восемь человек. Коров в селе 123 штуки, лошадей три, овец 425, свиней 131 – это в личном пользовании. Не так много и совхозного скота. Против старого времени всего не более десяти - пятнадцати процентов.
Гибель деревень это беда, которую мы ещё до конца не осознаём. Очевидно, что в наших законах или в управлении что-то недоработано, а быть может «переработано». Было одиннадцать мельниц, а сейчас ни одной, а печёный хлеб возят на тракторе из Солонешного за двадцать километров ежедневно. Ликвидированы вокруг Тележихи посёлки, разломаны и сожжены все пятьдесят заимок. Всё это рушить не было необходимости. Кто виноват?


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©