Русское географическое общество
Всемирный день воды
Окончание. Начало на стр 11
Мероприятия проекта Алтайское краевое отделение РГО при поддержке Русского географического общества и Западно-Сибирского филиала ассоциации «Вода – Медицина – Экология» подготовило методические материалы: карту, брошюру и мультимедийную презентацию для проведения урока чистой воды. С ноября 2014 по март 2015 годов в школах края проходили различные мероприятия водно-экологической тематики. Педагоги присылали в штаб-квартиру РГО конспекты уроков, фото– и видеоотчёты. Жюри отметило, что все учителя творчески подошли к реализации проекта и применили разнообразные приёмы. Каждый представленный на конкурс проект – уникален. Например, учитель биологии и химии Ирина Юрьевна Гесс (МБОУ «Комсомольская СОШ № 1», посёлок Комсомольский Павловского района) в качестве отчёта о проведённом открытом уроке совместно с ребятами подготовила видеоролик. Учащиеся соревновались в определении самых длинных рек и глубоких озёр Алтайского края. Детям особо понравился конкурс «Лаборант-эколог», где они узнали о механических, химических и биологических методах очистки воды. В Родинском районе учитель географии Зеленолуговской школы Фёдор Александрович Майоров в рамках Недели географии провёл внеклассное мероприятие, посвящённое Всемирному дню водных ресурсов. Он организовал для учащихся 6–8-х классов увлекательную экспедицию в мир воды. Ребята отгадывали загадки, выполняли творческие задания, путешествовали по карте Алтайского края и рассказывали о водоёмах Родинского района. Несмотря на непогоду, Фёдор Алексеевич вместе с зеленолуговскими школьниками преодолели около 300 километров пути, чтобы побывать на празднике, посвящённом Дню воды. Учитель биологии СОШ № 15 из города Новоалтайска Юлия Михайловна Варданян разработала виртуальную экологическую тропу «Путешествие в край чистой воды» для учащихся 5–6-х классов. Ребята путешествовали по станциям: «Мудрые мысли», «Музыка нас связала», «Карта – дело тонкое» и др. Благодаря использованию демонстрационных таблиц, наглядных пособий, тематических выставочных и раздаточных материалов учитель химии и биологии краевой специальной (коррекционной) школы III-IV вида Ольга Николаевна Кузнецова сумела научить ребят самостоятельному освоению дополнительного материала. Из школы № 81 города Барнаула на конкурс учителей естественно-научных дисциплин прислали коллективную работу, которую разработали педагог по химии Людмила Никитична Горохова, биологии – Светлана Сергеевна Пяткова и географии – Татьяна Ивановна Тарасова. В рамках практической части ребята под руководством учителя химии, следуя рекомендациям разработчиков методических материалов, выполнили опыты по определению содержания сульфатов, карбонатов и хлоридов в воде. Совместно с учителем географии, используя материал из брошюры, рассмотрели воздействие воды на здоровье человека. На уроке биологии обсудили, как помочь в охране водных ресурсов Алтайского края. В лицее № 121 города Барнаула конкурсные мероприятия в рамках проекта возглавила учитель биологии Оксана Викторовна Сандрос. Ею создана творческая группа, проведены внеклассные мероприятия и конкурсы. С целью привлечения внимания к проблеме чистой воды Оксаной Викторовной организован флешмоб «Чистая вода». 300 учеников 5-х и 6-х классов выстроились на стадионе в слово «вода», что позволило привлечь внимание к проблеме не только школьников, но и жителей микрорайона. Масштабные и разноплановые мероприятия в рамках проекта провела в Егорьевской СОШ учитель географии Татьяна Викторовна Семерьянова. В конце урока Татьяна Викторовна пожелала каждому ученику… чистой воды! Также в Егорьевской СОШ были организованы библиотечный час «Вода – жизнь»; экскурсия на предприятие по производству питьевой негазированной воды «Эйя». Весной запланировано проведение экологических акций по очистке от мусора берегов озёр Горького-Перешеечного и Милицейского. На празднике итоги конкурса для учителей объявила руководитель краевого профессионального объединения педагогов и краевой методической комиссии учителей естественно-научных дисциплин (ЕНД) Ольга Николаевна Горбатова.
Творческие проекты школьников В рамках проекта проводился конкурс творческих экологических проектов для учащихся 5–11-х классов. В нём участвовали дети в возрасте от 9 до 17 лет. Поступило около 200 работ, как индивидуальных, так и коллективных. Творческие работы школьников по результатам уроков чистой воды принимались по четырём номинациям. По номинации «Интересно о воде» ребята прислали 58 работ. Собран уникальный материал о водных богатствах и проблемах. Представлено несколько сотен интересных фактов. Приятно отметить, что большая часть конкурсных исследований посвящена водам Алтайского края – представлены легенды о реках и озёрах, проанализированы особенности гидрологического режима и происхождения, рассмотрены необычные названия алтайских водоёмов, собран материал о явлениях гидросферы. Некоторые участники написали стихи о любимых реках и озёрах, а также предложили экскурсионные маршруты, указав их отличительные особенности. Разработаны интерактивные игры и сканворды краеведческой тематики. В рамках конкурса ребята подготовили письма-обращения жителям планеты Земля с напоминанием о необходимости проведения регулярных мероприятий по сохранению пресных водоёмов с учётом профессиональной деятельности адресатов. Анастасия Похорукова из Чарышского района в стихотворной форме написала обращение к жителям районов, пострадавших в 2014 году от паводка. В номинации «Юный журналист-эколог» школьники подготовили авторские статьи, посвящённые острым проблемам водоёмов родного края. На конкурс принимались материалы школьников-журналистов, опубликованные в любом СМИ, в том числе на школьных сайтах, и посвящённые различным мероприятиям в рамках акции «Путешествие в край чистой воды». В заметке под названием «Павловскому пруду быть чистым!» Анна Лосева рассмотрела вопрос о необходимости решения водных экологических проблем на местном уровне. Нина Инкина опубликовала заметку об одной из актуальных тем для Бийска – строительстве дамбы на реке Бии. Её сооружение позволит исключить возможность подтопления части города. Автор попыталась выяснить отношение одноклассников и их родителей к сооружению защитного сооружения от природных аномалий. Но не пострадает ли от строительства дамбы сама река? Анжелика Дурова обеспокоена экологическими проблемами реки Касмалы. Река получила своё название не случайно, так как вода в ней имеет янтарный цвет. Местные жители говорили, что цвет воды в реке, как смола. Отсюда и произошло созвучное название. Анжелика обращается с призывом к каждому человеку: «Давайте не будем вредить себе и природе!». Ребята из объединения «Юный эколог» (Целинный район) под руководством В.А. Забродиной подготовили коллективную работу. В ней они рассказали о делах их объединения – экологических акциях «Живи, родник, живи!», «Чистые берега!», «Живи, река, живи!». Более сотни работ поступило на конкурс фотографий водных объектов – живописных или нуждающихся в охране с указанием водно-экологической проблемы или просто любимых из семейных архивов ребят и собственных экспедиционных исследований. Ребята из гимназии № 27 и лицея № 86 города Барнаула изготовили макеты водных объектов своими руками. И все они очень оригинальны. Летом наиболее активных участников проекта Алтайское краевое отделение РГО планирует пригласить в экспедицию на озеро Белое.
Ирина АРХИПОВА, кандидат географических наук, исполнительный директор Алтайского краевого отделения ВОО «Русское географическое общество»
Победители
Номинация «Интересно о воде» Младшая возрастная группа: 1-е место – Анастасия Соколова, КГБУ ДО «АКДЭЦ», педагог Елена Соколова. Приз зрительских симпатий: Елизавета Семерьянова МОУ «Егорьевская СОШ», педагог Татьяна Семерьянова. Средняя возрастная группа: 1-е место – Юлия Запуняко, МБОУ «СОШ № 6», педагог Любовь Михайлова. Старшая возрастная группа: 1-е место – Виктория Бартель, МОУ «Егорьевская СОШ», педагог Татьяна Семерьянова. Приз зрительских симпатий: Анна Куценко, МБОУ «Гимназия № 40», педагог Светлана Зиппа.
Номинация «Письмо жителям планеты» Младшая возрастная группа: 1-е место – Денис Архипов, ЧОУ «Гуляевская гимназия», педагог Надежда Дьякова. 1-е место – Ирина Дудкина, МБОУ «Лицей «Сигма» г. Барнаула, педагог О. Шувакина. Средняя возрастная категория: 1-е место – Анастасия Похорукова, МБОУ «Маралихинская СОШ», педагог Ольга Похорукова. Старшая возрастная группа: 1-е место – Олеся Тодорова, МБОУ «СОШ № 102» г. Барнаула.
Номинация «Вода в объективе» Младшая возрастная группа: 1-е место – Данил Шамов, МБОУ «Краснощёковская СОШ № 1», педагог Валентина Гревцова. Приз зрительских симпатий: Анастасия Тагильцева, ЧОУ «Гуляевская гимназия», педагог Надежда Дьякова. Средняя возрастная категория: 1-е место – Анна Матвеева, МКОУ «Новоалейская СОШ», педагог Наталья Болдакова. Старшая возрастная группа: 1-е место – Анастасия Левыкина, КГБУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр», педагог Ася Сухорукова. Приз зрительских симпатий: Даниил Павленко, КГБУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр», педагог Елена Соколова; Никита Третьяков, МБОУ «Арбузовская СОШ», педагог Виктор Глухов.
Номинация «Юный журналист-эколог» 1-е место Анна Лосева, б/к МБОУ «Арбузовская СОШ», педагог Виктор Глухов. Приз зрительских симпатий: Ксения Бондарева, б/к МБОУ «Лицей № 121», педагог Оксана Сандрос. Объединение «Юный Эколог», б/к МБОУ ДОД «Целинный дом детского творчества».
Конкурс учителей ЕНД 1-е место Татьяна Семерьянова, МОУ «Егорьевская СОШ», учитель географии. |