Дни экокалендаря Материалы этого мини-спецвыпуска подготовила к печати Ирина Шильреф
30 ноября отмечается Всемирный день домашних животных. Решение отмечать его было принято 4 октября на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы, проходившем во Флоренции в 1931 году. В России эта дата отмечается с 2000 года по инициативе Международного фонда защиты животных.
Всемирный день домашних животных Любящие владельцы празднуют этот день в разных уголках света по-разному. Где-то обычно строгие хозяева разрешают животным делать всё, что тем только в голову ни придёт. Другие накупают своим питомцам целую гору вкусностей. А кто-то сажает домашнего любимца в переноску и отправляется в клинику за целым комплексом оздоровительных процедур. Но абсолютно все уделяют максимум внимания своему четвероногому, пернатому или экзотическому другу. Почти в каждом доме живут братья наши меньшие. И каждый из них, как правило, является полноправным членом семьи и занимает опредёленное место в нашей жизни. В каждой третьей российской семье живут домашние питомцы. И хотя официально День домашних животных у нас пока не отмечается, это не повод не праздновать этот добрый и домашний праздник. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, «ты в ответе за тех, кого приручил». Помните об этом. И обязательно угостите в этот день своих питомцев чем-нибудь вкусным!
Сценарий праздника «Наши любимые животные» Краевой детский экологический центр (АКДЭЦ) предлагает педагогам сценарный план для проведения праздника «Наши любимые животные». Цель: формирование бережного отношения к домашним животным. Рекомендуемый возраст – 1–5-й классы. Время проведения – 40-50 минут. Перед началом праздника целесообразно заранее распределить ребят для участия в конкурсах. Например, при помощи жетонов. На конкурс «Породы собак» выдать 10 жетонов, на которых написаны цифры 1 и 2. Это поможет участникам быстро разделиться на две команды и не вызовет путаницы. Жетоны на разные конкурсы должны быть разного цвета. 1-й ведущий: Здравствуйте, ребята! 30 ноября отмечается Всемирный день домашних животных. Этот праздник посвящается всем одомашненным человеком животным. Решение отмечать его было принято 4 октября на Международном конгрессе защитников природы, который проходил во Флоренции в 1931 году. Тогда было решено проводить различные массовые мероприятия, для того чтобы люди не забывали об ответственности за тех, кто живёт с нами рядом. 2-й ведущий: Человек начал приручать животных очень давно. Учёные исследовали первобытные рисунки, проводили многочисленные раскопки и пришли к выводу, что одомашнивание животных началось 15 тысяч лет назад. Давайте отправимся с вами в прошлое и узнаем, как это происходило. Давным-давно жили на Земле человек и много разных животных, были эти животные дикими. Некоторые из них боялись человека, а были и такие, которых боялся человек. Как вы думаете, какое животное человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. Она была полезна на охоте, охраняла жильё, а когда домашними стали козы, овцы, коровы – собака помогала человеку пасти, охранять их. 1-й ведущий: Сколько пород собак в мире существует на сегодняшний день, точно сказать нельзя. Международной кинологической ассоциацией сейчас официально признано около четырёхсот пород, и их количество постоянно возрастает. Внешний вид и величина собак разных пород меняются в огромных пределах. Самые большие собаки – ирландский волкодав и неаполитанский мастиф. Волкодав достигает высоты в холке около 80 см и веса более 100 кг, а самая маленькая – чихуахуа – весит 200-300 граммов и имеет всего 13 сантиметров в холке! 2-й ведущий: Ребята! А какие породы собак вы знаете? (Ответы детей) Молодцы! А сейчас я хочу пригласить на конкурс «Породы собак» ребят с синими жетонами.
Конкурс «Породы собак» Ребята делятся на две команды. Напротив каждой команды ставится стол, на котором среди карточек с названиями пород собак разложены карточки с другими словами. Под музыку участники команды по очереди подбегают к столу и берут карточку с названием породы. Побеждает команда, которая быстрее и точнее справилась с заданием. Например, для команды № 1 – бассет, карниз, левретка, леска, такса, клякса, пудель, штрудель, мопс, флокс. Для команды № 2 – лайка, лейка, пекинес, геркулес, далматин, арлекин, болонка, бурёнка, овчарка, качалка. Ведущие подводят итоги и награждают победителей. 1-й ведущий: Одомашнивание козы произошло 9-12 тысяч лет назад. Козу уважали как кормилицу, которая вскормила младенца Зевса, а козья шкура относилась к одеянию богини Афины. Примерно в это же время была одомашнена овца. 2-й ведущий: Кошки решили сами поселиться рядом с человеком около 7-12 тысяч лет назад. Они вошли в поселение человека, спасаясь от более крупных хищников. Вскоре люди заметили преимущества присутствия кошек около жилья, а те взамен получили безопасность и пищу. Ребята, а кто из вас знает, какую пищу нашла кошка около людей? Правильно, мышей. Я хочу пригласить для участия в конкурсе «Кошки-мышки» ребят с зелёными жетонами.
Конкурс «Кошки-мышки» В зале заранее расклеиваются силуэты мышей серого и белого цветов. Задача команд – собрать всех мышек определённого цвета. Например, команда № 1 собирает белых, а команда № 2 серых мышек. Побеждает команда, которая за три минуты соберёт всех мышей. После этого проходит награждение победителей. 1-й ведущий: «Ровесниками» кошек по времени приручения являются гуси. Гуси были одомашнены первыми среди птиц: дикий серый вид – в Европе, нильский – в Африке, сибирско-китайский – в Китае. Куры как домашняя птица впервые появились в Южной Азии. Диким их предком был банкивский петух. Кур разводили как для яиц и мяса, так и для поединков. Полководец Фемистокл, собираясь на войну, включил в программу подготовки петушиные бои, чтобы солдаты, глядя на птиц, учились у них стойкости и отваге. От смелых задиристых птиц получили своё название народ галлов. 2-й ведущий: Примерно 8,5 тысячи лет назад была одомашнена корова. Её дикий предок – тур – был истреблён ещё в Средневековье, а корова, распространившаяся по свету, была возведена в ранг священного животного. Этот статус до сих пор сохраняется во многих индийских религиозных школах и в Африке. А сейчас загадки-обманки для зала. Мы по очереди будем читать загадки, а вы хором отвечать. Но, чур! Будьте внимательны. Наши загадки – с подвохом! 1-й ведущий: Маленький зверёк с хвостом Сыр находит, а потом Он в норе его грызёт. Ну конечно, это… 2-й ведущий: Красным цветом раздражён, Бьёт копытом в землю он, Выпускают ноздри пар. Очень страшный зверь –… 1-й ведущий: На заборе поутру Кукарекал… 2-й ведущий: Дочерей и сыновей Учит хрюкать… Хвост веером, на голове корона, Нет птици краше, чем… 1-й ведущий: Простой вопрос для малышей: «Кого боится кот?» 2-й ведущий: Шагает, голову задрав, Двугорбый молодой... 1-й ведущий: Траву и солому жуёт постоянно, А после даёт молоко… 2-й ведущий: Все преграды одолев, Бьёт копытом верный... 2-й ведущий: Молодцы, ребята! 9000 лет назад в Китае и Юго-Восточной Азии были одомашнены свиньи, которых разводили ради мяса и шкур. Несколько позже их изображения появляются на фресках Древнего Египта. Свиньи тех времён похожи не на привычных нам хрюшек, а на нынешних кабанов: жилистые, подвижные, по современным меркам очень худые. 1-й ведущий: Лошади были одомашнены позже всех других сельскохозяйственных животных, за 3-4 тысячи лет до нашей эры. До того как лошадь превратилась в упряжное животное, она была добычей охотников, служила для получения шкуры, молока и мяса. Люди кочевали за стадами своих лошадей и других пастбищных животных. Со временем эти животные были наполовину одомашнены. Именно тогда очень высоко стали цениться сила и скорость лошадей. 2-й ведущий: А сейчас я приглашаю ребят с красными жетонами для участия в конкурсе «Скачки».
Конкурс «Скачки» Командам выдаются деревянные палки – «кони», можно их украсить самодельными «лошадиными» головами. Участники команды по очереди садятся на «коня», добегают до стула, оббегают его и возвращаются к команде, передав своего «скакуна» следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием. Как сделать «коня», вы узнаете по ссылке //master-klass.livejournal.com/382012.html 1-й ведущий: И сейчас процесс одомашнивания животных продолжается. Домашние животные приносят человеку большую пользу. Они дают нам кожу, шерсть, продукты питания, помогают в труде. Но, кроме этого, они ещё и доставляют большую радость, учат нас быть добрыми, заботливыми, ответственными. К таким животным относятся и те, которые живут вместе с нами в наших квартирах. 2-й ведущий: Ребята, а какие животные есть у вас дома? Ответы детей из зала. 1-й ведущий: Человечество развивалось бы иначе, если бы его путь не пересекся с дорогами братьев меньших. Сумели бы люди выжить и создать современную культуру без участия собак, коров, лошадей, овец? Даже отсутствие на Земле такого простого вида насекомых, как пчёлы, сильно изменило бы образ жизни человека. 2-й ведущий: Давайте любить всё живое, Ведь это чудесно, ребята! Чтоб птицы дружили с тобой и со мною, Чтоб хомка свой нос любопытный не прятал, Бежал по дорожке щенок без помех И кошки доверчивы были. Ведущие вместе: Нам нужно всегда быть в ответе за тех, кого мы к себе приручили. Все расходятся под фонограмму «Не дразните собак».
Елена СОКОЛОВА, педагог АКДЭЦ |