Конференция. Барнаул. 18 марта 2011 года Проект «Начни с дома своего» охватывает разные сферы деятельности человека: эколого-просветительскую, природоохранную, учебно-воспитательную, научную, краеведческую и другие. Одной из наиболее важных составляющих этого проекта является информационная.
В РЕЖИМЕ ОН-ЛАЙН или информационная составляющая детской общественной экологической экспедиции «Начни с дома своего»
Собственно говоря, одной из целей экспедиции, проведенной в июле прошлого года, являлось создание единого сибирского экологического пространства. По окончании каждой экспедиции ежегодно печатаются подробные отчеты в газете «Природа Алтая», также несколько страниц газеты постоянно посвящены исключительно движению. Но одно дело читать об экспедиции в прошедшем времени на страницах газеты, и совсем другое – получать отчеты о проведенной работе в режиме реального времени, ежедневно. В течение 13-й детской экологической экспедиции «Начни с дома своего» ежедневно общественности представлялись пресс-релизы о проводимой работе, публиковавшиеся на официальном сайте администрации Алтайского края и использовавшиеся при подготовке информационных сообщений на ТВ-Катунь. В «полевых условиях» подобная подача информации значительно затрудняется. Основная причина – банальное отсутствие электроэнергии для питания компьютера. Писать приходились поздно вечером или рано утром в палатке при свете фонарика, брать интервью на ходу, на бегу, спасаясь от комаров в машине. Моей личной обязанностью было составление ежедневных отчетов о проделанной работе в форме пресс-релизов. Хочу сказать, что для меня это было совершенно в новинку, но, тем не менее, довольно быстро я освоил эту обязанность, которая заключалась в сборе информации, ее обработке и отправке в Барнаул. Основная цель - передать в сухой хронологии фактов и событий хотя бы малую толику того, что испытывали мы, участники экспедиции, переживая все прошедшие моменты второй половины июля 2010 года. Летопись нашей экспедиции можно прочитать на сайте prirodasibiri.ru. Почему так важно было размещать подобную информацию? Для того, чтобы у заинтересованных читателей сложилась последовательность пройденного пути участниками экспедиции, а через это мы стремились показать весь объем проделанной работы на конкретных фактах. Попутно замечу, что, на мой взгляд, экологическая журналистика только начинает свой путь в России, и в частности в Сибири. Большая часть этого только начинающегося пути уже пройдена газетой «Природа Алтая». Налаживание связей, контактов, создание информационных каналов открывает абсолютно новые горизонты для любого общего дела. Особенно важно, чтобы это дело было направлено на благие цели. Сергей ДЕГТЯРЕВ, студент БГПК
«Алые паруса» о работе заочной школы экологической журналистики «Алые паруса»
Алтайский край – регион с уникальными природными объектами, здесь есть практически все ландшафты, встречающиеся в России. Особенности современного состояния и развития Алтайского края характеризуются повышением интереса к региону как перспективной рекреационной территории; преобладанием сельского хозяйства и предприятий по переработке его продукции в реальном секторе экономики. Остаются не решёнными многие экологические проблемы (влияние Семипалатинского ядерного полигона, последствия интенсивного освоения целинных и залежных земель; загрязнение воздушного бассейна и др.). Залогом сохранения природного наследия может стать экологическое образование. Система непрерывного экологического образования в Алтайском крае складывается на основе внеурочной, внешкольной деятельности учащихся: на кружках и факультативах, в учреждениях дополнительного образования, так как в большинстве школ края предмет «экология» исключен из базисного плана. В школьной программе вопросы экологии рассматриваются при изучении основных предметов школьного курса (география, физика, биология, химия и др.). Координирует работу по дополнительному экологическому образованию Алтайский краевой детский экологический центр – учреждение, преумножающее традиции юннатского движения с 1937 года. Перед нами всегда стояла задача – донести экологические знания до ребёнка, живущего в самом удалённом уголке края. Так зародилась идея заочных школ. Первой программой стала «Общая экология», автор составитель Л.И. Патрушева. Сегодня в заочной школе обучаются более 600 детей из всех уголков края по различным экологическим и сельскохозяйственным направлениям. А в летнее время лучших заочников мы приглашаем на профильные смены и в экологические экспедиции. Дистанционное образование остаётся актуальным и сегодня. В настоящее время у школьников в крае появились новые информационно-технические возможности. В самых отдаленных уголках края есть доступ в интернет с его безграничными возможностями. Школьники имеют возможность работать с цифровой фото-видео техникой. Это открывает детям новые возможности в образовании и самореализации. Огромное информационное поле, с одной стороны, даёт огромные возможности для ребёнка познавать окружающий мир, с другой стороны, ставит для нас педагогов много задач: как суметь увлечь ребёнка своим предметом, направить его энергию на созидание, обучить культуре работы с информацией. Экологическое образование не ограничивается привитием экологических знаний, умений и навыков необходимо воспитывать у школьников способность мыслить позитивно, активную жизненную позицию, умение вести за собой. Создание нового направления заочной школы - экологической журналистики стало очень своевременным. Эта идея Сергея Ивановича Малыхина, редактора газеты «Природа Алтая», была нами поддержана и получила преломление сквозь наработанный педагогический опыт целого учреждения. Специализация «Экологическая журналистика» подразумевает непрерывное, широкое освещение экологических вопросов как глобального, так и локального значения, причем предметом такой журналистики могут быть не только проблемы, но и положительные примеры в области использования и охраны окружающей природной среды. К настоящему времени по направлению «экологическая журналистика» обучаются школьники из Родинского, Косихинского, Тюменцевского, Романовского, Чарышского районов, города Славгорода. Для учебы в нашей школе мы приглашаем учеников 5–11 классов, посещающих учреждения дополнительного образования по данному направлению, представителей редакций школьных газет, детских школ юнкоров при редакциях районных газет, а также учащиеся по рекомендациям учителей и педагогов дополнительного образования. Для обучения желателен доступ в интернет, так как работы могут приниматься по электронной почте. Обучение проводится по двум ступеням (первый и второй годы обучения) и предполагает выполнение восьми контрольных работ в течение учебного года. Каждая контрольная содержит одно теоретическое и одно творческое задание по определенной теме. К творческим заданиям, например, относится написание сочинений, очерков, репортажей и т.д. По результатам контрольных работ лучшие ученики приглашаются в летний полевой лагерь юнкоров. Прошедшим летом, например, учащиеся заочной школы побывали в Чарышком районе в составе экспедиции (в рамках общественного экологического движения «Начни с дома своего» дети приняли участие в акции «Чистый Чарыш»). Кроме того ребята получают прекрасную возможность проявить себя на страницах газеты «Природа Алтая», так как лучшие работы юных журналистов будут опубликованы. Школа экологической журналистики в АКДЭЦ – новое и молодое направление. В перспективе планируется расширение географии обучающихся, увеличение срока обучения до трех лет, проведение пленэров, мастер-классов 2 раза в год, участие обучающихся в различных конкурсах по направлению, создание очной группы на базе АКДЭЦ.
Наталья БАТЛУК, Евгения ЛЕБЕДЕВА, АКДЭЦ
Способы распространения экологической информации Создать хороший экологический контент – это полдела, если не менее. Есть еще одна проблема в современном обществе – проблема распространения экологической информации. Рассмотрим ее в контексте сегодняшней темы – создания единого информационно-экологического пространства. Во время проведения экспедиций и палаточных лагерей «Начни с дома своего» Особенность экспедиции, и ее основное отличие от экскурсии или туристического похода состоит в обращении к общественности. Для этой цели обязательно проводится встреча с общественностью тех мест, где мы бываем.
Формат встреч может быть самым разным: - агитбригадное выступления на сцене, в детском лагере, стадионе; - конференции; - круглые столы; - встречи с руководителями района, депутатами, учителями и т.д. Кроме того, на таких встречах обязательно присутствуют журналисты. Таким образом, информация, которую мы доносим, распространяется широко, проникает в разные слои общества, что дает более эффективные результаты. За многие годы работы на встречах с общественностью побывало более пятнадцати тысяч человек. Опубликовано в различных средствах массовой информации, от краевых до районных более тысячи информаций и статей. Видеосюжеты прошли на каналах ГТРК «Алтай», ТК «Катунь», ТВ «Спектр», АТН, НТВ, Губернские новости и местных телестудий. Также прошли радиосюжеты на центральных, краевых и местных радиостанциях. Кроме того, во время прохождения маршрута экспедиции часть экологической информации распространяется через: - газету «Природа Алтая»; - буклеты движения «Начни с дома своего»; - диски с полной информацией о проекте; - путеводители по маршруту экспедиции; - информационные карты; - календари; - книги; - фотоальбомы; - наклейки. Данная продукция является раздаточным материалом.
Наш сайт Еще один эффективный ресурс обмена и распространения информации – наш сайт «Природа Сибири Ру», который был открыт 20 августа 2009 года. Главная особенность его – большой объемы информации, возможность сотрудничество со всеми, кто к этому готов. На сайте представлена информация о: - новостях природы Алтая и Сибири; - новостях движения «Начни с дома своего»; Также есть архив электронного варианта нашей газеты, собственные корреспонденты. Фактически создан портал сибирской экологической информации, а информационная насыщенность сайта все время повышается. Анастасия ВЕРШИНИНА |