Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №1-2 2006 г. (январь-февраль 2006)


А вы знаете, что....
С момента рождения в мозгу человека уже существует 14 миллиардов клеток, и число это до самой смерти не увеличивается. Hапротив, после 25 лет оно сокращается на 100 тысяч в день. За минуту, потраченную вами на чтение страницы, умирает около 70 клеток. После 40 лет деградация мозга резко ускоряется, а после 50 нейроны (нервные клетки) усыхают и сокращается объем мозга.



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№1-2 (121-122) 2006 год / 14-15 страница

Центр экологического образования учащихся


Усилия коллектива были направлены на выполнение плана в рамках краевых программ: «Молодые хозяева Земли», «Алтай - сердце Евразии», «Одаренные дети», «Каникулы», «Экология».
Работа с педагогами края проводилась в двух направлениях - командировки в районы края и проведение семинаров на базе АКДЭЦ, выпуск методических пособий в помощь педагогам и учащимся.
Совместно с Барнаульским государственным педагогическим университетом 24-26 марта 2005 г. проведена научно-методическая конференция «Экологические аспекты здорового образа жизни». В работе конференции приняли участие 21 человек, в том числе из БГПУ, Бийского государственного педагогического университета им. В.М. Шукшина, педагогического техникума г. Яровое.
Одним из наиболее значимых мероприятий в работе с педагогами края была научно-методическая экспедиция по изучению озера Горькое-Перешеечное и его окрестностей. В экспедиции приняли участие 19 человек из 12 образовательных учреждений края.
Используются любые возможности для поддержки талантливых детей - участие в российских массовых мероприятиях, профильных оздоровительных лагерях, выставках, конкурсах и т.д. В 2005 году Экологическим центром проведено 23 краевых массовых мероприятия с детьми с охватом 5086 человек.
Популярностью у педагогов и учащихся края пользуется краевой заочный марафон по теоретическим вопросам в рамках детского экологического движения «Сохраним биосферу». В 2005 году темы марафона: 1 тур - «Помоги себе сам», 2 тур - «По страницам Красной книги». В I туре заочного экологического марафона приняло участие 900 школьников из 44 территорий края, 196 школ; во II туре - 1277 школьников из 285 образовательных учреждений 52 территорий края. На протяжении 5 последних лет, самыми активными участниками марафона являются: Тальменский, Шипуновский, Усть-Пристанский, Волчихинский, Панкрушихинский, Рубцовский, Курьинский, Алейский районы, города Заринск, Рубцовск, Бийск, Яровое. Учащиеся показали высокую результативность: 1244 школьника стали лауреатами.
Традиционно в летний период проводятся экологические, агро-экологические, эколого-эстетические практикумы на базе летних оздоровительных лагерей. В отчетном году на практикум были приглашены учащиеся, успешно выполнившие программу заочной школы, призеры марафона «Сохраним биосферу». Всего в летний период на практикумах побывало около 400 детей. Впервые на практикум были приглашены не только дети, занимающиеся в заочной школе, но и победители марафонов и фестивалей, проводившихся экологическим центром. Специально для этих детей подготовлены и апробированы две программы: «Природа и мы» и «Занимательное растениеводство».
Традиционно летняя практика для учащихся края была организована в полевых экспедиционных условиях. Экспедиция учащихся по программе «Изучение особо-охраняемых природных территорий» состоялась в Залесовском заказнике с 18 по 22 июля. В ней приняли участие 30 учащихся из 15 образовательных учреждений семи территорий края.
Участниками фестиваля «Зеленые колокола» стали 17 команд. Программа фестиваля отличалась разнообразием творческих конкурсов, направленных на привлечение внимания общественности к экологическим проблемам своей местности и усиление природоохранной работы.
В Центре круглогодично работает выставочный зал. Детские работы изобразительного и декоративно-прикладного творчества участвовали в четырех выставках: «Очей очарование». «Радуга творчества». «Этот день Победы», «Чудеса удивительного мира природы»; фотоработы на выставке «Окно в природу». Традиционно проведен литературный конкурс «Милая моя Родина». Всего в творческих конкурсах приняли участие 1254 человека, 1522 работы.
Вне плана проведен конкурс рисунка «Россия глазами детей», посвященный Всемирному дню охраны окружающей среды. Конкурс организован при участии: АКДЭЦ, Департамента по охране окружающей среды администрации края, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю, Алтайского межрегионального управления по техническому и экологическому надзору, ИВЭП СО РАН, Алтайского регионального отделения экологического движения «Зеленая планета». На конкурс представлено 189 работ из 50 детских объединений и образовательных учреждений, восемнадцати территорий края. По итогам конкурса была организована выставка, которая состоялась по очереди в нескольких учреждениях: ИВЭП, драматическом театре и АКДЭЦ.
В 2005 году АКДЭЦ активно включился в мероприятия Всероссийской детской экологической общественной организации «Зеленая планета». В историко-экологическом марафоне «Зеленая планета» край принял участие в следующих акциях: «Зеленые островки памяти»; «Помним и чтим»; «Букет для победителя».
В 2005 году АКДЭЦ активно сотрудничал со средствами массовой информации по вопросам пропаганды лучшего опыта работы по направлениям деятельности Центра. Практически все краевые массовые мероприятия (анонсы и их итоги) освещались в СМИ. Видеосюжеты были неоднократно показаны на каналах ТВ «Спектр», ГТРК «Алтай». Активно сотрудничали с газетами: «Алтайская правда», «Вестник экологии», «Природа Кулунды», «Алтайская нива», «Вечерний Барнаул», «Свободный курс». Серия статей в газете «Алтайская правда» была посвящена работе Центра по программе «Школьные сады».
Педагоги Центра активно включились в проект ГТРК «Алтай» «Наши вести». Два сюжета: «Добро в сердце твоем» о проблеме брошенных животных (педагог Е.П. Соколова) и о проблеме загрязнения атмосферного воздуха Барнаула и популяризации исследовательской работы с учащимися (педагог Н.В. Батлук) - стали победителями по итогам конкурсных недель и получили призы, а второй сюжет занял третье место по итогам года.
Есть и другие направления: трудовое воспитание и образование, исследовательская работа, сотрудничество с лесниками, участие в массовых мероприятиях.
А. ПОЛОВНИКОВ,
директор краевого экологического центра развития учащихся.


ВЕСЬ ФЕВРАЛЬ в Алтайском краевом экологическом центре развития учащихся проходила выставка птиц, зимующих в Алтайском крае. Выставки птиц проводились и ранее, но, как правило это были смешанные выставки, а такая, где были представлены только зимующие виды – впервые.
Большую помощь оказало ООО «Алтайский зоологический центр» (директор кандидат биологических наук Игорь Иосифович Чупин). Им было предоставлено 16 видов, а всего на территории нашего региона зимует 71 вид птиц. За месяц на выставке побывало много учащихся краевого центра, но для тех, кто еще не успел познакомиться с ними, с 9 по 19 марта птицы будут выставлены в краевом музее.
В планах ООО «Алтайский зоологический центр» провести в художественной галерее большую выставку экзотических животных. Пройдет она с 4 апреля по 4 мая.

Системный подход
Работа по экологическому образованию школьников в Шелаболихинском районе проводится системно как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности.
В районе функционируют 16 общеобразовательных школ, в 2-х школах преподавание экологии ведется факультативно и в 16 - интегрировано. В пяти школах района работают кружки натуралистического направления, которые объединяют 87 школьников.
Система экологического образования и воспитания по схеме детский сад - школа - семья - учреждение дополнительного образования реализуется в шести общеобразовательных школах, остальные десять работают по схеме школа - семья - учреждение дополнительного образования.
В экологическом образовании и воспитании создано и используется 8 учебных экологических троп, один школьный заказник, 5 видеофильмов (один создан в 2004-2005 учебном году).
Стало традиционным проведение ежегодного районного конкурса «Юный эколог». Итоги конкурса подводятся на ежегодном районном слете юных экологов и трудовых объединений. В этом году прошел 15 юбилейный слет. Итоги подводились по следующим номинациям: практическая работа в родном селе; лучший пришкольный учебно-опытный участок и цветник: теоретический конкурс; конкурс социальных проектов «Мое село - реальные дела»; конкурс экскурсоводов.
В 2005-2006 учебном году в районе началась работа по созданию социальных проектов экологического содержания. На районном слете делегации школьников представили планы проектов «Мое село - реальные дела» на текущий учебный год и защищали их значимость и реальность воплощения. На следующем слете ребятам предстоит защищать их выполнение.
В течение шести лет работает районный «Штаб активистов экологического движения».
С целью приобщения к практической экологической работе на селе пятый год в районе проводится акция «Начни с дома своего».
Год за годом сложилась определенная практика в работе по благоустройству сел района. В настоящее время во всех школах разработаны планы сел и прилегающих территорий, разбитые на зоны. За каждой зоной закреплены отряды. Эти участки являются сферой деятельности юных экологов.
Ежегодно проходит районный этап краевой олимпиады школьников по экологии. В образовательных учреждениях района функционируют: 11 детских организаций, в которых одним из приоритетных направлений является экологическое; 7 объединений «Голубой патруль» и 9 объединений «Зеленый патруль». В восьми школах работают экологические лектории, еще в восьми функционируют экологические агитбригады, которые выступают перед учащимися, родителями, односельчанами. В преддверии празднования Дня Победы в районе прошла большая операция «Чистая улица». Более 1000 школьников старшего звена вышли на уборку центральных улиц сел района. Школьники среднего звена прошли с рейдами по улицам сел, вручили «нерадивым» жителям обращения поддержать операцию «Чистая улица».
На уровне школ проведено 22 месячника по экологии, 10 школьных слетов юных экологов. Школьниками района проведено 24 рейда по охране леса, 11 рейдов по подкормке диких животных, 37 рейдов по борьбе с замором рыбы зимой, 8 рейдов по спасению молоди рыбы, изготовлено и развешано 476 кормушек, 246 скворечников, высажено 482 саженца деревьев и кустарников, оборудовано 13 площадок отдыха в лесу, охраняется 79 муравейников. Силами учащихся проведено 148 рейдов по селам района с целью пропаганды природоохранной деятельности и выявления образцовых и неухоженных усадеб, в летний период в 4 школах работали отряды по благоустройству села (73 учащихся) и в 4 школах - экологические отряды (67 учащихся).
Школьники района активно занимаются пропагандой экологических знаний. Во всех 16 общеобразовательных школах оформлены уголки экологии, регулярно выпускаются стенгазеты экологического содержания. Активисты экологического движения сотрудничают с районной газетой «Знамя Советов».
Ежегодно учащиеся школ района принимают участие в краевом экологическом марафоне «Сохраним биосферу», заочно обучаются в краевом экологическом Центре.
Т.Е. ВОРСИНА,
председатель комитета администрации Шелаболихинского района по образованию.


Экоклуб Алтайского университета и другие общественные организации
О роли общественных природоохранных организаций на вопросы корреспондента «ПА» Ольги Кадциной отвечает руководитель экоклуба АлтГУ Елена Васильевна Репетунова.
– Елена Васильевна, сколько у нас в крае природоохранных общественных организаций и насколько эффективно они работают?
– Меня давно интересовал этот вопрос. Волей случая мне попала на глаза бумага: список экологических объединений Алтайского края. Это, скорее всего, данные Управления юстиции, где эти общественные организации были зарегистрированы. Даже для меня, человека занимающегося экологическим клубом и природоохранной деятельностью 11 лет, некоторые организации были незнакомы. Я смотрю на годы их образования – 2000-й, 2001-й, 2002-й, но за это время они нигде не «засветились». Я знаю из этого списка организации, которые не работают, я знакома с руководителями этих общественных организаций и знаю точно, что они природоохранными вопросами не занимаются. Но я знаю и организации, которые на самом деле работают и существуют, а их в этом списке нет.
Самая старая организация по этим спискам наша, образована она в 1995 году.
– Вы можете назвать самые сильные организации?
– Ведущих сильных организаций с краевым или городским статусом очень мало. Это фонд «Алтай 21 век», возглавляет который Михаил Юрьевич Шишин, наша организация – экологический клуб Алтайского государственного университета и Алтайская краевая общественная социально-экологическая организация «Планета» на базе политехнического университета.
В этом же списке экологических объединений много специфичных, они, конечно, тоже нужны. Это фонд защиты домашних животных, фонд защиты кошек, фонд защиты бродячих животных, клуб любителей кошек, приют для бездомных собак и кошек, пчеловоды... А вот таких, как наш экологический клуб или организация «Планета» в политехническом университете и в аграрном университете, таких объединений очень мало.
– Но ведь есть и инициативные группы, те же школьные?
– У нас мало работающих природоохранных организаций, это факт. Я сравниваю с общественным движением Приморья, Омска и Томска, и результат огорчает: мы в большом-большом проигрыше. Там очень много природоохранных организаций. Я 2-3 января была на первой в этом году природоохранной конференции по водным ресурсам в Омске. Там собрались многие природоохранные организации России, которые занимаются этим вопросом. Так там каждая природоохранная организация зарегистрирована. У нас есть инициативные группы, но они не зарегистрированы. Можно сказать, что в большинстве приоритет работающих организаций в крае – это школьные объединения и школьные экологические клубы. Мы недавно провели семинар на базе лицея, назывался он «Экопаутина», преследовали две цели: оживить школьное экологическое движение и собрать рабочую группу. Были приглашены представители из шести районов края и из г. Барнаула. Собралось где-то порядка двадцати участников. В результате нашей совместной работы появился природоохранный проект по лесовосстановлению на все районы, которые принимали участие в семинаре. Мы будем искать финансирование, может быть к лету у нас что-то и получится. Поэтому, если проанализировать по школьным экологическим объединениям и организациям, то потребуется немного времени, чтобы это все по результатам семинара свести в единую таблицу или единый справочник.
В газете «Природа Кулунды» есть хорошая организация «Начни с дома своего», она тоже достаточно масштабная, там и участники и организаторы представлены из разных районов Алтайского края. Это движение. Это настоящее движение.
– Чем сейчас занимается экоклуб Алтайского госуниверситета?
– Наш экоклуб работает по определенным направлениям и проведению различных акций, это для нас дело новое. Мы стали заниматься этим после того как член экологического клуба Лена Маркова в июле съездила в антиядерный лагерь, который проходил в Екатеринбурге. До такой степени ее заразило проведение акций, она приехала и поделилась идеей. У нас, конечно, нет таких проблем радиационного загрязнения, как в Екатеринбурге, но есть другие проблемы, которые можно решать при помощи проведения акций. А в ноябре члены экоклуба поехали на третий слет друзей «Заповедных островов», который проходил в Москве. Встретились там с ребятами из центра защиты прав животных «Вита». До этого я с ними познакомилась в Киеве на конференции «За гуманное отношение к животным». Установился контакт: они познакомились и еще больше, чем я, прониклись идеей (они молоды и это им свойственно), приехали и сразу занялись подготовкой к проведению мероприятий по гуманному отношению к животным. Очень хорошо прошли просмотр и обсуждение фильма «Гамбургер без прикрас» в библиотеке имени Шишкова. Этот фильм, как раз был снят центром «Вита», и рассказывает об интенсивном животноводстве. Ради материальной выгоды люди содержат животных в ужасных условиях: в тесноте, жестоко бьют их, при транспортировке не дают ни корма, ни питья и т.д. Фильм вызвал откровенный шок. Много людей после просмотра этого фильма либо отказались от мяса вообще, либо сократили его потребление.
27 ноября и 9 февраля ребята проводили антимеховую акцию «Против использования животных в меховой индустрии». Они вышли к центральному универмагу краевого центра с плакатами «Мех – это смерть», «Одежда из меха – кровь на наших плечах». Несмотря на то, что Сибирский регион холодный, люди покупают дорогие шубы из меха животных не для тепла, а для того, чтобы показать свой достаток.
Из старых направлений, по которым мы традиционно работаем, первое – экологическое образование и воспитание, экологическое просвещение на территории края, второе – создание сети и работа на особо охраняемых природных территориях.
Есть издательская деятельность. В марте, ко дню Земли, какие мы планировали книги, мы издадим. Они будут об общественных объединениях и об ООПТ.
Удалось нашим членам Экоклуба в прошлом году пройти стажировку в США по программе «Открытый мир» по программе «Охрана окружающей среды», а у Эвальда Лущаева – «Особо охраняемые природные территории». Осталось съездить на стажировку по этой обменной программе только молодым нашим коллегам.
Каждую неделю у нас обсуждаются новые мероприятия. Сейчас основное, чем мы заняты, – подготовка Положения о проведении марша парков на территории Алтайского края, а в апреле, в зависимости от погоды проведем либо месячник, либо два месяца акций по озеленению. Планируем задействовать не только г. Барнаул, но и несколько районов Алтайского края. По активности у нас получается, что группы, которые давно с нами работают и сотрудничают находятся в предгорной части Алтайского края: Краснощековском, Чарышском, Третьяковском, Змеиногорском районах. Вся южная часть активна, а север у нас пока не охвачен.
В настоящее время один из вопросов, над которым мы работаем, это участие в разработке закона Алтайского края об охране окружающей природной среды. Планируем провести круглый стол на базе КСНД, депутат А.Ю. Гаврилов руководит этой работой, в которой мы непосредственно участвуем.
С интересной идеей вышли на нас представители АГАУ от своей общественной организации – создание студенческих экологических отрядов. Движение стройотрядов возродилось. Они предложили сделать экологические профильные стройотряды, проводить волонтерский лагерь.

Наша справка
Экологический Клуб АГУ создан в декабре 1994 года с целью решения актуальных проблем в области охраны природы и рационального природопользования, а так же с целью содействия формированию экологического мировоззрения.
Основные направления деятельности:
• Экологическое воспитание и образование.
• Изучение состояния малых рек.
• Организация молодежной инспекции по охране природы.
• Изучение, выделение и организация особо охраняемых территорий в Алтайском крае.

Краевой смотр - конкурс
Состояние экологического образования в крае оценивалось в ходе проведения краевого смотра-конкурса по экологической работе. В смотре приняли участие образовательные и воспитательные учреждения из 37 районов и 8 городов Алтайского края.
В среднем и старшем звеньях предмет «Экология» включен в базисный план 204 школ края. В 2005 году учащимися и педагогами создано 63 видеофильма о природе края, ее проблемах и их решении. Дополнительные знания ребята получают на факультативах в 93 школах. В некоторых школах в связи с введением предпрофильного обучения учителями разработаны программы элективных курсов. Практически во всех школах вопросы экологии рассматриваются при изучении предметов школьного курса: география, физика, биология, иностранный язык, математика и др. Кружковая работа организована в 295 школах: ребята учатся ухаживать за растениями, животными, проводят наблюдения в природе. Теоретические знания закрепляются на экологических практикумах, сборах. В экологическом образовании и воспитании используется 27 школьных заказников, 73 памятника природы, 192 экологические тропы. По итогам смотра некоторые показатели ниже, чем в 2004 году, что объясняется меньшим количеством районов, подавших отчеты. Лучшие учреждения в 2005 году: комитеты по образованию администраций - Шелаболихинского, Алтайского, Шипуновского районов; школы - Гришенская СОШ Мамонтовского района, лицей «Эрудит» г.Рубцовска, СОШ № 33 г. Бийска, Алтайская СОШ Табунского, Овчинниковская ООШ Косихинского, Екатерининская СОШ Третьяковского районов; учреждения дополнительного образования - ДЭБЦ г. Бийска, ЦВР «Малая Академия» г. Рубцовска, ДЭБС г. Камень-на-Оби; дошкольные учреждения - МДОУ № 57 «Аленушка» г. Рубцовск, ДОУ «Незабудка» с. Налобиха Косихинского района, МДОУ «Рябинушка» г. Заринска.
Краевой экологический Центр развития учащихся.

Сады Алтая
Когда мы задумали сделать программу «Школьные сады» и разработали ее, оказалось, что Управление сельского хозяйства вместе с институтом садоводства задумали более грандиозную программу, которая называется «Сады Алтая». Вышло, что наша программа «Школьные сады» – лишь малая частичка того, что будет делать институт садоводства. А поскольку мы работаем в комплексе вместе с краевым Управлением сельского хозяйства, то договорились, чтобы наша программа отдельной строчкой вошла в общую краевую программу. Теперь то, что за нами записано, мы и выполняем.
На площади четыре гектара мы – педагоги вместе с детьми выращиваем, прививаем, черенкуем и реализуем в школы, точнее бесплатно отдаем, саженцы. Финансовые затраты нам частично возмещает краевое Управление сельского хозяйства.
Каждый год по пятьдесят комплектов саженцев наш экологический Центр раздает по школам. В основном, эта работа проводится осенью. В комплект входят 36 видов плодовых и декоративно-кустраниковых пород. От яблони, жимолости, груши, то есть то, что можно использовать в пищу, до декоративных, чтобы при школе был дендрарий.
Сразу убивается два зайца: урожай с плодово-ягодных растений – большая помощь школьным столовым. Во-первых, питание дешевле, а во-вторых, это же витамины. С другой стороны, дети сами ухаживают за растениями, – это экологическое воспитание. В этом году мы тоже будем выдавать пятьдесят комплектов: по комплекту на школу, причем нами скомплектовано более трехсот растений. Если мы яблоню даем, то не одну: во-первых, бывает, что не все саженцы приживаются, во-вторых, что-то выкрадут, к сожалению и такое бывает.
Л. ПАТРУШЕВА,
заведующая методкабинетом краевого экологического Центра развития учащихся.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©