Общественный проект Проект «Путевка на… грядку», который реализовали змеиногорские журналисты на средства гранта Губернатора в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, всего за полгода помог значительно увеличить количество «зеленых домов» на территории трех районов: Змеиногорского, Курьинского и Краснощековского.
Путевка… на грядку Как журналисты помогли развитию сельского туризма
Новый взгляд на Горную Колывань По словам главного редактора газеты «Змеиногорский вестник», члена Общественной палаты Алтайского края Людмилы Кейбол, основным мотиватором рождения проекта стало обычное журналистское любопытство. – Сотрудники редакции как-то отдыхали в «зеленом доме» поселка Черепановский, который построил житель Змеиногорска на средства губернаторского гранта, – рассказала Людмила Викторовна. – Нам, городским жителям, так понравилось на лоне природы, что мы решили изучить статистику объектов сельского туризма в нашем районе. И остались весьма разочарованы, поскольку проработанных маршрутов с соответствующей инфраструктурой и «зеленых домов» как таковых в природе не оказалось. Мы провели опрос среди населения, насколько интересно людям попробовать себя в бизнесе сельского туризма и, встретив явную заинтересованность в теме, занялись ее реализацией. В прошлом году мы пытались сделать этот проект глобальным, охватив всю территорию Алтайского края. Вместе с общественным экологическим движением «Начни с дома своего» поделили территорию воздействия, так сказать, написали грант на федеральный уровень, но поддержки не получили. Зато получили грант от Агентства по печати на выпуск приложения к газете «Змеиногорский вестник», в котором популяризировали сельский туризм. У нас выступали юристы и экономисты, давались советы, информация о семинарах и многое другое. И хотя проект реализовывался только на территории Змеиногорска, за год число «зеленых домов» уже достигло семи. Про Горную Колывань говорят давно и много, но координирующего центра туристического бизнеса не было, поэтому главной задачей проекта 2011 года, получившего губернаторский грант, стала разработка электронной карты «зеленых домов» с инфраструктурой на территориях трех районов: Змеиногорского, Курьинского и Краснощековского. Здесь туристу предложат маршруты от посещения скалы Барыня и Мертвого озера до камнерезного завода и родины Михаила Калашникова. В центре путешественнику помогут составить маршрут и, по желанию, определят профессиональных гидов, которые будут «передавать» туриста из рук в руки. Проект начался со стартового «круглого стола» в редакции газеты, куда пригласили депутатов, администрацию, представителей районов, всех, кто задумывается о сельском туризме и тех, кто его уже делает. Оказалось, что многие хотели бы заниматься этим направлением бизнеса, но не знают, как. В администрации с этим разобраться бы помогли, но жители туда идти не хотят: срабатывает очередной стереотип. Вот газета и помогла тем и другим в обмене информацией. Эта встреча принесла много откликов, позитива и импульсов для работы. Например, было предложение угощать гостей блюдами, традиционными для данной местности. У нас натуральный горный мед, так почему бы его не продавать туристам в красивых баночках, да еще и добавить в маршрут посещение пасеки? А может кто-то варит сыр? А у кого-то есть коза, и можно научить ее доить, а кому-то захочется прополоть грядку?
Каждому туристу – по сувениру В ходе реализации проекта появилась ремесленная тема, потому что в Курьинском и Краснощековском районах сувениры купить негде, хотя мастеровых людей много. Да и в Змеиногорске сувенирную лавку найти трудно. Тогда журналисты бросили клич откликнуться всех, кто увлекается изготовлением поделок, и таких оказался не один десяток человек. В День города жители Змеиногорска впервые увидели выставку-ярмарку «Сувенирный калейдоскоп». Большая часть продукции была раскуплена в считанные часы, а с частью мастеров-ремесленников заключены договора по продаже их изделий в городском художественном салоне. После триумфального успеха ремесленной ярмарки редакция «Змеиногорского вестника» решила помочь созданию сувенирных лавок, и в первую очередь, в селе Саввушка, где в летнее время всегда большой поток туристов. По словам Людмилы Кейбол: «Коли взялись себя позиционировать, как туристический район, надо этому имиджу соответствовать, значит и сувениры должны быть с местной изюминкой и в большом количестве». Проект «Путевка на…грядку» довольно быстро вышел за рамки плановых мероприятий. Этому способствовала активность населения, охотно откликавшегося на экологические акции. Так было и с участием в субботниках «Сделаем туррайоны чистыми!», и с посадкой в Змеиногорске саженцев рябины, в ходе которой кроме 300 подготовленных заранее кустиков, предприниматели дополнительно высадили сотни саженцев возле своих офисов.
Как научим, такой и результат получим Первоочередной задачей проекта, по мнению Людмилы Кейбол, стало обучение будущих предпринимателей основам бизнеса. В августе по этой теме состоялся семинар-тренинг для начинающих предпринимателей, которые провели журналисты редакции, занятые в проекте, и сотрудники общественной приемной. А неделей позже редакция провела совместно с административными структурами Змеиногорского района традиционное для территории мероприятие – фестиваль бардовской песни «Звенигора». Мероприятие всегда привлекает на берега Колыванского озера многочисленных туристов и любителей бардовской песни, что использовала редакция для популяризации идей проекта. Высокую оценку тому, что сделано журналистами по развитию сельского туризма, дали туроператоры Алтайского края, приезжавшие в Змеиногорск в ноябре. Они по собственной инициативе обещали включить в свои каталоги отработанные маршруты и «зеленые дома» трех районов. Проехав большую часть предлагаемых достопримечательностей и гостевых домов, туроператоры подсказали добавить в маршруты экскурсию на Змеиногорский винно-водочный завод с обязательной дегустацией. Завод выпускает большой ассортимент самых разнообразных напитков, а такой воды, насыщенной ионами серебра, больше не попробовать нигде. – Туристический кластер «Горная Колывань» вошел в «Большое Золотое кольцо Алтая», а это значит, что наш проект не заканчивается, – делится планами Людмила Викторовна. – Мы рассматриваем работу в 2011 году, как очень важный этап. Что впереди? В первую очередь – активная работа с молодежью: пока интерес к теме развития сельского туризма в большей мере высказывают люди старше 30 лет. Мы хотим, чтобы перспективы в этом интересном деле увидели молодые люди, чтобы они смогли найти свое место в туристическом бизнесе. И, судя по последним бурным обсуждениям на нашем сайте, молодые начинают проявлять интерес, пусть он пока у части пользователей и скептический. Так что уверена: будут у нас молодые гиды, хозяева «зеленых домов», организаторы отдыха и мастера по изготовлению сувениров. Мы гордимся своей территорией, знаем все ее интересные уголки и готовы показывать их нашим гостям.
Справка Самые значимые проекты АНО «Змеиногорский вестник»: Шесть лет реализуются программы по защите прав детей и материнства: «Я ищу маму» и «Территория любви», в результате чего 174 ребенка-сироты нашли новых родителей; 2005 год – проект «Буренку в каждый двор», направленный на развитие личного подсобного хозяйства; 2009-2011 годы – проект «Рудный Алтай: второе рождение», популяризирующий профессии шахтеров и геологов, трудовые династии; 2006 год – проект исторической направленности для школьников «Тайны Змеиной горы», 2008 год – совместный проект с курьинскими и третьяковскими журналистами «Крестьянские корни». В конце 2011 года общее количество «зеленых домов» в трех районах составило 35, из них после реализации проекта «Путевка на…грядку» появилось 14 новых.
Олеся МАТЮХИНА, фото из архива АНО «Змеиногорский вестник»
Больше информации – лучше результат По словам Людмилы Кейбол, отношение к сельскому туризму должно быть радостное, это ведь не только личный заработок, но и отчисления в бюджет, значит, будут работать школы и больницы. – Пока такого отношения у всех жителей нет, хотя что-то в их психологии стало меняться: появилось желание порадовать гостей-туристов. В Змеиногорске, например, построили сауну, открыли два клуба по пейнтболу, есть горнолыжный комплекс и частная мини-гостиница. Для туристов в любое время года должно хватать развлечений, бизнес это понимает и работает. А населению нужно еще «прививать» подобное отношение к отрасли туризма. Для этой цели мы создали единую информационную систему на трех территориях с помощью специальной газетной вкладки, телепрограммы и странички на сайте «Змеиногорский вестник». Специальные выпуски вызвали большой интерес земляков, о чем говорили письма и звонки в редакцию, участие в конкурсах и акциях. Благодаря системной газетной кампании, суммарный охват информацией составил около 40 тысяч человек, а с учетом телезрителей и пользователей сайта – более 100 тысяч. Для индивидуальных консультаций журналисты открыли на базе редакции общественную приемную, где каждую неделю посетителей ждали юрист и экономист. Консультации проводились не только в Змеиногорске, но и в Курье, и Краснощеково. В общей сложности более 120 человек получили исчерпывающие ответы на вопросы по организации сельского туризма. Жители районов проявили свою активную жизненную позицию и участием в двух конкурсах. В бизнес-проектах «Я предлагаю сделать» лучшей стала Елена Тырина из Змеиногорска. В редакции ей вручили красивый чайный сервиз для будущего гостевого дома, где она планирует сделать игровую зону для детей. На страничке «Приезжайте к нам, в деревню!» сайта www.zmnvest.ru шло активное онлайн-голосование за выбор самой красивой и зеленой усадьбы. Посетители сайта не только писали отклики, но и просили выложить фотографии в более крупном размере, чтобы можно было распечатать и показывать примеры обустройства усадеб тем, у кого нет Интернета. |