Детскому экоцентру 75 лет 3 октября в АКДЭЦ состоялся семинар «Юннатское движение на Алтае: традиции, инновации, перспективы развития». Мероприятие это было приурочено к трем знаменательным датам – 75-летию Алтайского края, 75-летию АКДЭЦ и Всероссийскому Дню учителя.
Юннаты на Алтае
Экологическое воспитание: начнем с себя Открылся семинар выступлением доктора биологических наук, профессора института природообустройства АГАУ Виталия Александровича Рассыпнова «Экологическое образование школьников в устойчивом развитии Алтайского края». Он заметил: окружающая действительность свидетельствует о том, что в нашей стране пока трудно рассчитывать на создание благоприятной среды обитания. В прошлом люди жили в гармонии с природой, об этом говорится в произведениях Пришвина и Паустовского, а также некоторых писателей минувшей эпохи. – В СССР был писатель по фамилии Марков, – сказал Виталий Александрович. – Он был удостоен Ленинской премии за свое произведение «Сибирь». Не берусь судить о литературных достоинствах этого произведения, но меня заинтересовал один момент. А именно – отношение крестьян к своей земле и к лесу. Они берегли кедровый лес, который фактически кормил их село. До определенного дня года туда никто не имел права заходить. Кедровые орехи собирали только один день в году от рассвета и до заката. И когда гас последний солнечный луч, в лесу уже никого не было. Это неписанное правило соблюдалось неукоснительно, так как нужно было не только собрать дары леса, но и оставить их часть птицам и животным. Ведь крестьяне учили своих детей на своих собственных примерах, а для них ведение сельского хозяйства было тесно связано с природой. Если в этом году вы ограбите природу, то на следующий год ничего не получите. И это передавалось из поколения в поколение – вплоть до октябрьской революции 1917 года. Потом три поколения людей смотрели на природу, лишь как на источник богатства. Наше государство строило предприятия без очистных сооружений на чистых реках, а на Байкале построили целлюлозно-бумажный комбинат. Трубы ТЭЦ возводились такие, чтобы выбросы развеивать как можно дальше... И вот это все, конечно же, создавало антиэкологический образ жизни. Виталий Александрович напомнил о том, что было ликвидировано профильное Министерство, в школах не получило развития преподавание экологии, из многих учебников были изъяты целые разделы, которые формировали у учащихся экологическое сознание. Прервалось воспитание трепетного отношения к природе, которое ранее передавалось в России из поколения в поколение. Сегодня эту функцию берут на себя педагоги системы дополнительного образования и специалисты АКДЭЦ. И, как уверен профессор Рассыпнов, у них это отлично получается. В этом году они провели уже одиннадцатый фестиваль «Зеленые колокола»! Методисты АКДЭЦ только за последние 12 лет создали около сотни методических руководств, пособий, брошюр и справочников. Но впереди еще немало работы, и начать ее следует, по мнению Виталия Александровича, с самого простого – с себя и собственного отношения к окружающей природе в обыденной жизни, в быту. Чтобы наглядно объяснить, что он имеет в виду, профессор Рассыпнов принес с собой два простых предмета: полиэтиленовый пакет, один из тех, что продают на кассах в продуктовых супермаркетах, и – как альтернатива ему, – простую матерчатую сумку для продуктов, с которой Виталий Александрович не расстается уже 20 лет. Он относится к тем немногим людям, которые не загрязняют природу полиэтиленовыми пакетами, и призывает к этому окружающих. Так вот, работу по экологическому воспитанию ребятишек профессор Рассыпнов советует начать с шитья таких простых экосумок. Пусть каждый из нас по возможности откажется от полиэтиленовых пакетов. Это будет уже первый, но важный шаг.
В сотрудничестве с властью Специалист управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края Елена Юрьевна Скачко представила презентацию на тему «Системообразующее значение деятельности управления природных ресурсов и охраны окружающей среды в экологическом образовании детей и просвещении населения края». Как рассказала Елена Юрьевна, тесное и плодотворное сотрудничество управления и АКДЭЦ началось с 2005 года. – Среди функций, выполняемых нашим управлением, есть и такая – участие в развитии системы экологического образования, формирование экологической культуры на территории края, – рассказывает Елена Юрьевна. – И в связи с этим нашими задачами являются развитие системы экологического воспитания и образования, информирование населения о состоянии окружающей среды, увеличение доли населения, вовлеченного в процесс экологического воспитания и просвещения. Хотелось бы отметить, что экологическое образование эффективно лишь тогда, когда оно представляет собой непрерывный процесс обучения и воспитания человека, происходит и в семье, и в детском саду, и в школе, и в вузе. На достижение именно этих целей направлена работа управления через взаимодействие с образовательными учреждениями различного уровня. Также важным направлением взаимодействия с различными административными структурами, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями является проведение общероссийской акции у нас в крае – Дней защиты от экологической опасности, которая проходит ежегодно с 15 апреля по 5 июня. Целью акции является сохранение в Алтайском крае благоприятной окружающей среды, вовлечение населения в природоохранную деятельность, просвещение широких слоев населения. – Ежегодно мы собираем сведения из администраций городов и районов, формируем сводный отчет и отправляем его в Москву, – рассказывает Елена Юрьевна. – Два года подряд мы занимаем в России второе место. Хотя хотелось бы отметить, что не все муниципальные образования нашего края принимают участие в этой акции, а всего лишь половина. Елена Скачко пояснила, что деятельность управления определяется ведомственной целевой программой «Охрана окружающей среды Алтайского края». В начале декабря была утверждена новая программа на следующие три года: 2013-2015. В ней остались те же разделы, касающиеся экопросвещения, что и в предыдущей. Сохранен и объем финансирования. Основные разделы – это издание краевой экологической газеты «Природа Алтая», выпуск ежегодника о состоянии окружающей среды в Алтайском крае, участие в выставке «Человек. Экология. Здоровье», издание методической литературы, книг о природе Алтайского края, в том числе в сотрудничестве с АКДЭЦ, проведение ежегодной экспедиции «Начни с дома своего», а также организация и проведение конкурса проектов по предоставлению грантов Губернатора Алтайского края. Данный раздел введен только в этом году – уже прошел первый конкурс на финансирование экологических проектов за счет грунтов Губернатора Алтайского края Александра Карлина. За последние годы управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды выпущен целый ряд изданий. В частности, Красная книга Алтайского края, издание для младших школьников «Азбука природы». Совсем недавно вышел в свет фотоальбом Алексея Эбеля «Зимняя сказка Лебединого озера». В Барнауле появилась социальная реклама – большие билборды со слоганом «Я люблю эту землю». Сейчас они вывешены и в некоторых районах края. – В первом конкурсе грантов Губернатора Алтайского края участвовала 71 заявка, общий запрашиваемый объем финансовых средств превысил пять миллионов рублей, тогда как общий объем грантов составил два миллиона, – рассказывает Елена Юрьевна. – В итоге более половины проектов было поддержано – губернаторские гранты получили 37 учреждений из 23 районов и городов Алтайского края, при этом основная доля выпала на учреждения допобразования. В конкурсе губернаторских грантов победили восемь школ, шесть общественных организаций, один детский сад (Ребрихинский район) и другие. Как сказала Елена Скачко, большое значение для управления имеет взаимодействие с опорными окружными площадками, поскольку в крае действует предметно-зональный принцип управления и взаимодействия с учреждениями дополнительного образования в центрах образовательных округов. Конечно же, координатором всей этой работы является АКДЭЦ. – Основной формой работы со школьниками является сегодня все-таки внеурочная деятельность, – говорит Елена Юрьевна. – По нашим подсчетам, в 39 районах края существуют экологические объединения школьников либо школьные лесничества. На базе некоторых школ создаются информационно-ресурсные центры.
Окончание на стр. 17
Чтобы занятия были интересными Доцент кафедры начального общего образования АКИПКРО Лариса Валерьевна Гражданкина рассказала участникам семинара об организации внеурочной образовательной деятельности младших школьников. При этом она серьезное внимание уделила новым педагогическим стандартам и прочим требованиям законодательства по отношению к педагогам дополнительного образования. Но это, как говорится, проблемы организационные. Есть и другие – как пробудить в детях живой интерес к природоохранной и экологической деятельности? – Педагогу не стоит бравировать своими знаниями, демонстрировать, как серьезно он подготовился к занятиям или, наоборот, развлекать ребят, переодевшись в какого-нибудь сказочного персонажа, – сказала Лариса Гражданкина. – Самое главное – сделать так, чтобы дети понимали, что знания, полученные у этого педагога, пригодятся ему в жизни. С практической точки зрения. Вы сами любили в школе все предметы? Мне, например, никак не давалась математика, я ее не любила и даже побаивалась. И все это потому, что получаемая на уроках информация с моей жизнью никак не сочеталась. Потому что педагоги не дали понять, зачем эта информация может пригодиться мне в дальнейшей жизни. Что же делать педагогу в такой вот ситуации? Как заинтересовать детей той же математикой? Лариса Валерьевна привела пример: нужно изучить, что такое периметр прямоугольника и как его рассчитать. Ребятам дается ситуация – нам в класс хотят поставить шкаф. Каким он должен быть? Где мы его поставим? Поместится ли? Ребятам самим надо будет провести измерения в классе и дать учительнице на этот счет свой совет. Такое занятие они точно запомнят. А главное, поймут, как пригодятся им полученные на этом уроке знания. Вот это и называется деятельностный подход – когда ребенок получает новые знания через личные интересы и мотив. Как этот подход можно применить в эколого-биологической работе с младшими школьниками? – Важно дать им прикоснутся к природе, окунуться в эту среду, – уверена Лариса Гражданкина. – Внеурочная деятельность призвана не просто развлекать детей и занимать их время, она помогает выйти за рамки школьного предмета, расширить свои знания о нем. И делается это в непринужденной, неформальной обстановке, в которой дети могут проявить свои таланты, проявить себя творчески. Это не так уж сложно. Попробуйте проявить фантазию. Если не знаете, что делать – спросите у детей, они вам обязательно подскажут! |