Необычные выставки Очередная выставка «песочных» картин барнаульской художницы Любови Родионовой прошла в музее истории Ленинского района Барнаула. Открылась она 12 апреля – в день, когда Россия отмечает годовщину первого полета человека в космос. Любовь Константиновна не могла не обойти эту дату в своем творчестве. Несколько своих работ она посвятила покорению человеком космического пространства.
«Песка волшебные узоры»
Влюбленная в… песок - Песок – это загадочный материал, - рассказывает Любовь Родионова. - Он одновременно символизирует ускользающую жизнь и бесконечность бытия. Его химическая формула близка к формуле алмаза или гранита. И это естественно, ведь он – продукт распада горных пород. Песок бывает крупный или мелкий – от щебеночного до кварцевого. Интересен он и по составу: известковый, магнитный, золотоносный… Песок может быть морским, озерным, речным… В моих работах использован песок трех морей – Черного, Азовского и Каспийского, а также песок с озера Яровое. Есть и речной. Любовь Константиновну часто спрашивают, как она красит песок. И она в который раз объясняет любопытным, что цветной песок она покупает. До недавнего времени художница была уверена, что его окрашивают промышленным способом. Оказалось – не всегда. В некоторых случаях о яркой окраске этого материала позаботилась сама природа. С удивлением и восхищением она узнала, что на земле существует около сотни видов цветного песка. Им изревле пользовались тибетские монахи при создании магических рисунков – мандал, которые использовали для созерцательной практики. А иранские художники создавали из разноцветного песка пестрые «ковры». Жаль только, что результаты их творчества были недолговечны и «жили» всего несколько дней. Но даже за такой короткий срок эти шедевры исполняли свою главную функцию – наполняли души созерцателей чувством гармонии с миром, стремлением к созиданию и неземным спокойствием. Изобретение изобретенного Любовь Константиновна придумала писать картины цветным песком почти четыре года назад. Тогда художница была уверена, что «песочная живопись» - это ее изобретение. Оказалось – нет. В те самые дни, когда она только осваивала азы этого вида искусства, в Барнауле проходили Дни Тибета, и тибетские монахи создавали в Алтайском Государственном музее истории, литературы, искусства и краеведения свои мандалы. - Эти удивительные люди отсыпали из песка тонкие красочные узоры, в которые был заложен глубокий сакральный смысл, а я ничего не знала об этом и на другом конце города создавала из того же материала свои первые картины, - сетует Любовь Родионова. – Когда я узнала о том, какое интересное событие прошло мимо меня, то очень расстроилась. Отыскала даже фото этих мандал, но воссоздать их не осмелилась до сих пор, ведь там даже мелкий изгиб узора имеет свой смысл. А что, если я допущу ошибку? Любовь Константиновна узнала, что тибетские монахи скоро снова посетят Барнаул и отсыпят из песка свои мандалы. Теперь-то она точно не упустит шанс увидеть это зрелище и поучиться у истиных мастеров этого искусства. Тем более, что художница уверена: она готова к этому. О том же говорят и ее работы. А пока Любовь Константиновна экспериментирует с орнаментами. Среди представленных на выставке картин есть и восточные орнаменты, и композиции, напоминающие мандалы, и даже русские узоры, издали напоминающие традиционную вышивку гладью. Трудно поверить, что эта красота сотворена из обычного песка.
Колье из абрикосовых косточек Выставке картин, выполненных из песка, предшествовала другая оригинальная выставка – «Мир украшений». Необычность выставки состояла в том, что многие работы, представленные на ней, были сделаны из природных материалов. Материалы рукодельницы брали с собственных дачных учасков. В ход шло и то, что находилось на кухне: засушенные ягоды, абрикосовые и персиковые косточки, семена дыни и тыквы… Мелкий «бисер» на самом деле – семена яблок, а подолговатые «бусины» – косточки фиников. Были представлены и украшения из керамики, войлока и камня в обрамлении цветного бисера. Фантазии и изобретательности мастериц можно только позавидовать. - Всех участниц нашей выставки объединяет одно – они умудряются из ничего создать нечто, - говорит руководитель музея истории Ленинского района Барнаула Людмила Александровна Фукс. – И получается это «нечто» – необычное и прекрасное. Все они занимаются свои творчеством в свободное время, но по разным причинам. Кому-то это помогает скоротать время на пенсии, а кто-то просто испытывает потребность создавать красивые вещи и удивлять своих родных, друзей и знакомых. Антонина Александровна Колесникова давно на пенсии. Сейчас она сама не помнит, как ей пришла в голову мысль создавать из тыквенных, абрикосовых и яблочных косточек причудливые колье и бусы. Скорее всего, виной тому – бессонница. - Ночами мне не спится, чем заняться? – рассказывает она. – Шуметь нельзя – можно разбудить внуков. Вот и придумала себе «тихое» развлечение. Взяла тыквенные семечки, покрасила их, в морилку опустила, проткнула. Получились бусины. Абрикосовые косточки внук мне просверливает шуруповертом. В ход идут и бобы, и засушенные ранетки. Я их высушиваю, протыкаю, покрываю лаком. Все получается как-то само собой… Надежда Викторовна Иванова создает украшения из «подручных материалов» по привычке, приобретенной еще в советские 70-е. - Тогда как раз в моду вошла бижутерия, - рассказвает она. – Советские магазины вообще не баловали нас разнообразием товаров. Это сейчас можно купить все, что угодно, а тогда приобрести красивые украшения было практическим невозможно. Я работала в проектном институте. Со своими коллегами мы «изобретали» себе бижутерию. В ход шло все, что попадалось под руку: ферт, бумага, пуговицы, семена. Бусы, сделанные собственными руками, носили все. У меня они были из семян тыквы и абрикосовых косточек. Сейчас нет нужды возиться с семенами и косточками плодов, но мне по-прежнему нравится самой придумывать и создавать украшения из материалов, подаренных самой природой. А вот Галина Владимировна Бакланова выбрала для своей творческой самореализации драгоценные камни и бисер. О том, что станет делать украшения, да еще из природного материала, она совсем недавно даже и не задумывалась. Все произошло как-то само собой. - Мой сын Саша пришел из школы и предложил сделать вместе с ним поделку, - вспоминает Галина Владимировна. – Было решено следать цветок из бисера. Попробовали – получилось. Решили повторить опыт. Зашли в Интернет, нашли инструкцию по изготовлению другой поделки из бисера… А потом я решила попробовать работать с камнем. Сразу почувствовала, что это мой материал. У каждого камня есть своя энергетика. И это не предрассудки, не суеверия, не мифы. Это на самом деле чувствуешь, прикасаясь к натуральному камню. В нем все завораживает – и цвет, и рисунок. И начинаешь думать: что с ним сделать, чтобы камень предстал во всей красе? Работа над такими причудливыми колье, где натуральный камень окружен каскадами бисера, – дело кропотливое. Мельчайшая ошибка – и все приходится переделывать. Зато результат поражает. Но это не повседневные украшения, которые можно надеть на работу или на прогулку. Соседствовать с ними достойно разве что изысканное вечернее платье. Многие мастерицы, чьи работы были выставлены в музейных витринах, относятся к своему творчеству со всей серьезностью. Хотя, на первый взгляд может показаться: а что тут серьезного? Зачем просиживать ночи напролет за рукоделием, «сооружая» очередное колье из яблочных зерен и тыквенных семян? Но для этих женщин их творчество – не только способ самовыражения и лекарство от скуки. Это опосредованное общение с природой, которая щедро снабжает их материалом для новых шедевров.
К теме Лучшая замена краскам Рассматривая картины Любови Радионовой, не сразу веришь, что написаны они не красками, а цветным песком. Удивительной натуратистичностью обладают и представленные на выставке портреты, с фотографической точностью воспроизводящие мельчайшие черты лица, выражение глаз, настроение изображенных на них людей. Но не они стали «гвоздем» выставки. На этот раз Любовь Родионова, вопроки своим обещаниям продолжить коллекцию портретов, посвященную истории Древней Руси, выступила как мастер орнамента. И причиной тому стал отнюдь не каприз творческой натуры. - Работая над портретами, я использовала мелкий кварцевый песок, - объясняет смену стиля своих работ Любовь Константиновна. – Но из-за проблем со здоровьем оказалось, что заниматься столь ювелирной работой я больше не могу. Врачи вообще запретили мне заниматься моим творчеством. Но оставить любимое занятие я не смогла. Тем, кто прикоснулся к песку творчески, отказаться от работы с ним невозможно. Ведь это в чем-то магический материал. Невозможно перебороть в себе желание создавать. И я решила, раз писать «ювелирные» картины мелким песком я не могу, то надо попробовать поработать с крупным песком ярких расцветок. Так и возникла идея выразить себя в создании орнамента. Сначала художница была огорчена мыслью о том, что переход от сложного (портрета, выполненного с натуралистичностью кисти живописца) к более простому (орнаменту без полуторов и сложных цветовых переходов) – это шаг назад. Но это настроение продлилось недолго. Орнамент заворожил ее, а работа над ним увлекла настолько, что она уже не могла думать ни о чем другом. - Душа моя снова запела, возникли новые замыслы, новые сюжеты, - вспоминает Любовь Константиновна. И это настроение воплотилось в первых же картинах – они удивительно яркие и жизнерадостные. Помимо крупного цветного песка Любовь Константиновна использует при создании своих работ и другие природные материалы. Чаще всего это раковины, из которых она создает причудливые цветы и листья. А из разноцветных камушков собирает виноградные гроздья. Каким бы ни был орнамент, в какие краски бы ни был окрашен, он буквально дышит любовью – в жизни, к творчеству, к… песку. И это чувствуется даже при беглом взгляде на эти необычные картины. |